Един ли православный мир?

Историк Клаус Бухенау о различиях православных культур России, Греции, Сербии, Румынии и Болгарии
Един ли православный мир?

После краха социалистических режимов многие заговорили о «мирах» с конфессиональным определителем. Такие «миры», впрочем, складываются далеко не всегда. Например, протестантский мир включает в себя настолько различные церкви и конфессии, что об одной социокультурной среде едва ли можно говорить. То же самое можно сказать и об исламе, а что касается существования католического» или православного мира – вопрос открытый. Есть многие обстоятельства, которые мешают рисовать карты по религиозному признаку. Возьмем, например, православие в Юго-Восточной Европе, сравним его, во-первых, с русским православием, а во-вторых, посмотрим на внутрибалканские различия.

Если православие на юго-востоке Европы впитало в себя достаточно мощную традицию противостояния с исламом, то русское православие, учитывая давность и относительную терпимость Золотой Орды, проявляет эту черту значительно слабее. Зато в русском православии более заметны антизападные и антилиберальные течения, что проявлялось во времена славянофилов и панславистов XIX в и проявляется сегодня, в нынешней позиции РПЦ, не признающей часть прав человека. Тут сказывается имперское наследие, а именно роль русской церкви в построении мощного, но внутри весьма неоднородного государства, которое больше нуждалось в объединяющей идеологии, чем национальные государства на Балканах.

Православный характер Греции и Румынии

Православное наследие в зависимости от геополитических рамок можно интерпретировать по-разному. Например, православная неприязнь к сексуальным меньшинствам мягче проявляется в Румынии, чем на постсоветском пространстве. Достаточно консервативная и вместе тем социально активная Румынская православная церковь, например, не призывает к выходу из Евросоюза из-за эмансипации гомосексуалистов. В соседних постсоветских государствах, наоборот, идет дискуссия о том, действительно ли интеграция в европейские институты ведет к признанию государством права на однополые браки и, следовательно, к разрушению «православного лика» общества. Религия является здесь не просто источником ценностей, но и аргументом для геополитического выбора.

И на самих Балканах мало сплоченности по религиозному признаку. Правда, здесь дискурс с поздних османских времен строго очерчивается этнорелигиозными рамками, причем противостояние православия и ислама – ведущая тема.

Комментарии
Комментарии