Мультики: как это было

Патриарх отечественной мультипликации Леонид Шварцман — об эклере в мультипликации, Диснее и советских художниках.
Мультики: как это было

МОСЛЕНТА снова отправилась в гости к 94-летнему патриарху «Союзмультфильма» Леониду Шварцману, на этот раз с пачкой DVD и видеокамерой. Мы показали Леониду Ароновичу японского Чебурашку, «Унесенных призраками» Миядзаки, «Симпсонов», «Смешариков» и «Южный парк», которых он никогда раньше не видел, и сняли его реакцию на видео. Попутно мы расспросили Шварцмана о том, как он создавал образы своих самых известных рисованных героев: чудище из «Аленького цветочка», Оле Лукойе из «Снежной королевы» и сиамского котенка по имени Гав.

О Диснее

В 1945 году, когда я приехал в Москву поступать во ВГИК, «Бэмби» шел в советском прокате. Помню, как сейчас, что смотрел его в кинотеатре на площади Маяковского: зрители от хохота буквально сползали с кресел. Потом, в 1955-м, в прокате шла «Белоснежка». Так что и взрослые и дети в Советском Союзе знали и любили работы Диснея.

Бесспорно, Дисней был нашим учителем: и как режиссер, и как сценарист, и как прекрасный художник, автор многих персонажей. Мы на «Союзмультфильме» часто смотрели его фильмы и очень много взяли у него. Это был удивительно талантливый человек, он создал сегодняшнюю мультипликацию.

Во-первых, это он ввел технологию — конвейерный способ производства, который в СССР целиком скопировали при создании «Союзмультфильма». Он сколотил замечательный коллектив мультипликаторов, которые делали непревзойденные шедевры, вспомните хотя бы «Книгу джунглей». И именно он придумал привычные нам полнометражные мультфильмы. Первой была «Белоснежка и семь гномов», причем когда Дисней ее делал, то рисковал очень многим: он вложил в картину все состояние, заработанное на короткометражных мультфильмах и мог прогореть. Но победил и стал популярен во всем мире.

Формат полнометражного мультфильма прижился во всем мире, и это отчасти предопределило мою судьбу. Когда в 1951 я закончил ВГИК, меня и Александра Винокурова, с которым мы вместе учились, режиссер Лев Константинович Атаманов пригласил к себе художниками-постановщиками. Лев Константинович работал режиссером в мультипликации с 1931 года, это был один из отцов-основателей отечественной анимации. Втроем мы составили творческую группу и проработали вместе десять лет, делая большие фильмы. Для меня это были самые счастливые годы на «Союзмультфильме».

Комментарии
Комментарии