Первый японский карикатурист

Младший сын в разорившейся самурайской семье и его комическая серия гравюр «Тридцать две забавные рожи», ставшая классикой японской карикатуры: история художника-самоучки Кобаяси Киётики.
Первый японский карикатурист

На каком художнике закончилась в Японии эпоха «старых печатных картинок» и началась пора «новых», согласия нет. Один из претендентов — это Кобаяси Киётика, вполне успешно совместивший «старые» и «новые» жанры — и, в частности, положивший начало японской газетной карикатуре. Работы у него разнообразные и почти все любопытные. О некоторых мы тут и расскажем. Киётика поощрял, а иногда и сам запускал самые эффектные слухи о себе любимом — и разобраться, что в его жизни правда, а что выдумка, не всегда просто.

Кобаяси Кацуносукэ, впоследствии принявший имя Киётика (у него и ещё много псевдонимов было, но этот — самый известный, по нему его и будем называть) родился в 1847 году в Эдо, в самурайской служилой семье, младшим из девяти братьев и сестер. Ему было пятнадцать, когда его отец умер, Киётика унаследовал его службу и жалование — но ненадолго: произошла реставрация, множество служилых остались без мест, и Кобаяси в том числе. Киётика к тому времени женился и, уехав из Токио, кормил семью чем мог — и рыбу ловил, и устраивал показательные выступления как искусный фехтовальщик, и так далее. В середине 1870-х он вернулся в Токио, где вскоре схоронил мать и развелся с женою. Рисовал он, кажется, и раньше, но зарабатывать этим собрался как раз тогда.

Художнику полагалось иметь учителя, и чем солиднее, тем лучше; Киётика был самоучкой, но впоследствии охотно говорил, что учился и у такого-то японского мастера, и у сякого-то англичанина, и даже у Симооки Рэндзё:, «основоположника японской фотографии»... Кажется, все это было выдумками — ни одна школа его своим так и не признала, даже после того как Киётика изрядно преуспел.

Первой его серией, которая пошла в печать в 1870-х, стал цикл гравюр «Знаменитые виды Токио и окрестностей». Тема вполне почтенная и традиционная, такие картинки печатались непрерывно — но Киётика постарался выделиться за счет использования в своих пейзажах западной перспективы и западной светотени (тем более что фотографией он как раз тогда действительно увлекался). На некоторых даже названия печатались не только по-японски, но и по-английски — чтоб иностранцы покупали! И даже по-японски подписывался тогда на западный лад — слева направо.

Комментарии
Комментарии