Кто превращает Москву в город мертвых

Михаил Смирнов рассуждает о том, как появляются памятники в Москве.

Есть один методический вопрос, который широко используют в своих работах ученые-физики. Сформулирован он знаменитым путешественником и исследователем: «Любит ли Слонопотам поросят? А если любит — то как?».

Собственно, этот вопрос применим для анализа практически любой ситуации. Например, вопроса о возведении памятника князю Владимиру в Москве.Сразу скажу: в моих словах нет ерничания или насмешки, как и вообще подрыва основ. И уж тем более нет оскорбления чувств верующих. Отношусь к личности князя с огромным уважением и пиететом, отдавая дань судьбоносному для страны решению, которое он принял больше тысячи лет назад. Не было бы крещения Руси — мы бы жили в другой стране. И вполне может быть, что и самой страны не было бы.

Так что речь только о возведении памятника. Да и о московских памятниках вообще. И вот здесь метод Пятачка будет очень даже уместен…

Собственно, в том, что памятник будет поставлен, уже никто не сомневается — большинство специалистов-историков, да и москвичей считают, что князь Владимир заслуживает монумента уж всяко больше, чем некоторые персонажи нашей истории, уже увековеченные в бронзе, мраморе, граните и прочих материалах.

Да и появление еще одного монумента, в общем-то, значительной роли не сыграет: достаточно сказать, что специалисты насчитали в Москве около 5 тысяч исторических памятников и монументов. А с присоединением новых территорий их количество возросло до 11 тысяч.

Кроме того, есть у монументов одна особенность — к ним население достаточно быстро привыкает, вводит в городской обиход и фольклор. Например, памятник Гагарину на Ленинском проспекте удостоился неприличного народного четверостишия, а монумент Петру I таксисты используют для определения собственного местоположения в переулках Замоскворечья.

Продвинутые могут вспомнить и о Мопассане, который так ненавидел Эйфелеву башню в Париже, что предпочитал обедать в ресторане на ней, потому что это было единственным местом, откуда ее не видно…

Комментарии
Комментарии