Охотники за уликами

С помощью метода, который изобрел этот искусствовед, ловят преступников и лечат психику
Охотники за уликами

До 70-х годов XIX века в музеях Европы царил сущий бардак. Тициана путали с Веласкесом, работы учеников Рафаэля ошибочно приписывали Леонардо, а неопознанный Джотто томился в запасниках. Но появился некий дилетант, который научил профессиональных искусствоведов правильно определять авторство картин. Вскоре этим методом начали пользоваться в различных сферах человеческой деятельности.

Лицо обманет, ногти скажут правду

Человеком, который спровоцировал «скандал в благородном семействе» стал Джованни Морелли (1816 — 1891) — известный итальянский политик, сенатор. Он окончил медицинский факультет Мюнхенского университета. И в мире искусства был известен как коллекционер, собирающий полотна итальянских мастеров.

В 1874—1876 годы Морелли опубликовал цикл статей в «Журнале изобразительного искусства» под псевдонимом никому не известного «русского ученого» Ивана Лермольева и в переводе также вымышленного Йоханнеса Шварца.

«Лермольев» утверждал, что музеи переполнены картинами, авторство которых установлено неверно. И предложил новый метод атрибуции полотен. Не следует брать за основу, как это обычно делается, наиболее броские особенности полотен: устремленные к небу глаза персонажей Перуджино, улыбку персонажей Леонардо и т. д. Их довольно умело воспроизводят либо ученики художника, либо ушлые фальсификаторы.

Следует, наоборот, изучать самые второстепенные детали, наименее затронутые влиянием той школы, к которой художник принадлежал: мочки ушей, ногти, форму пальцев рук и ног. Таким способом Морелли выявил и описал формы уха, ногтей, пальцев, специфичные для ряда великих мастеров. Пользуясь этим методом, он указал на десятки ошибок при установлении авторов картин, находившихся в главных музеях Европы. Так, например, в полотне Дрезденской галереи, изображавшем спящую Венеру и считавшимся копией утраченного Тициановского полотна, Морелли опознал картину, написанную Джорджоне.

Сообщество искусствоведов встретило в штыки метод безвестного Лермольева.

Комментарии
Комментарии