Масс-маркет

Сиденья без спинок, дискриминация стариков, аплодисменты у Петра Толстого, каша на митингах, утрата веры в людей и другие вещи, которые больше всего волнуют участников массовок и их бригадиров.
Масс-маркет

Когда я работал в «Останкине», эти люди были частью ежедневных неудобств, вроде отсутствия парковочных мест у телецентра. Вечно они толклись у семнадцатого подъезда так, что приходилось протискиваться сквозь их гудящий рой, — много, очень много немолодых женщин, явно не избалованных жизнью. Мужчины и молодежь в этой толпе были в очевидном меньшинстве. Поначалу я думал, что это просто поклонницы творчества Андрея Малахова, готовые с утра до ночи воочию лицезреть своего кумира, пока однажды не увидел, как с «поклонницами» рассчитывались после съемок — дамы толкались, суетливо хватали деньги (кажется, триста рублей) и распихивали их по сумочкам. Так я впервые узнал о массовке на телевидении.

Первыми платить за массовку в «Останкине» стали в «Большой стирке» — редакторы не успевали нагонять бесплатную публику на ежедневное шоу. Вскоре почти все ток-шоу стали пользоваться услугами «бригадиров», осуществлявших доставку живого товара. Очереди у семнадцатого подъезда исчезли — в конце 2007 года возник сайт massovki.ru, на котором без всякой толкотни можно записаться на съемки. Сегодня у сайта более ста тысяч зарегистрированных пользователей. Массовка каким-то образом постепенно завоевала телевидение, именно на эту, самую массовую аудиторию — «женщины 45+» — стали ориентироваться большие теленачальники. Мы с коллегами массовку недолюбливали и высокомерно (каюсь) называли «луковые головы» — за манеру красить волосы луковой шелухой. В самой идее хлопать за деньги по команде виделось что-то порочное. Но у идеи оказался богатый потенциал. Если люди за копейки готовы хлопать по команде, то почему они не могут голосовать по команде, митинговать по команде, ездить на рейдерские захваты по команде, работать понятыми по команде и так далее. Толпа перед семнадцатым подъездом постепенно переросла в гораздо более серьезное явление, чем просто телевизионная клака. Массовка теперь — универсальное средство, помогающее создавать иллюзию присутствия. Им в равной степени пользуются шоу-бизнес, государство и криминал. И все уже как будто привыкли и не замечают, что это не более, чем спецэффект.

Комментарии
Комментарии