Ощущение «смертного одра». Особенности музыки Вольфганга Амадея Моцарта

Нестабильное психическое состояние, опера «Волшебная флейта» как насмешка над масонами, духовное родство с Гёте, который организовал 282 оперных представления композитора.
Ощущение «смертного одра». Особенности музыки Вольфганга Амадея Моцарта

Множество литераторов сопоставляют Баха и Моцарта: Баха, как «стоящего перед алтарем», а Моцарта — уже «внутри», словно уже при жизни посланного творцом и знающего то, что не знает никто.

«Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!»

Детское впечатление о Моцарте в виде «Маленькой ночной серенады», 40-й симфонии, сонат было у меня светлым и легким.Рассказ о его жизни, услышанный в восемь лет, потряс. «Реквием», фортепианная фантазия ре-минор вызывали к нему огромную жалость.

Но самым сильным впечатлением — и и музыкальным, и драматическим — стал «Дон-Жуан», это уже лет в четырнадцать.Был набор пластинок, чешский оркестр и хор, дирижер Карл Бём, в главной роли — Дитрих Фишер-Дискау.

И с первых двух аккордов увертюры я поняла, что композитор Моцарт мне совсем не знаком.

Kак я мечтала попасть на постановку этой оперы! И почему-то ни разу не встречала ее в репертуарах оперных театров того периода.Поэтому первый раз я увидала кусочек финала оперы в фильме «Амадей», в 1987 году.

Примерно тогда же вместе со школьным хором принимала участие в исполнении Мессы до-минор.Находясь в оркестре, прямо за скрипками, глядя в партии, слушая издали слева глухие удары литавр, покрывалась гусиной кожeй — в пубертатный период это простительно — бездны открывались прямо здесь.

И в тот же период я прочла книгу о Моцарте Чичерина.

Книга прекрасная, Чичерин революционен по сути и сочетает свой пламень с глубокой и блестящей одновременно эрудицией.Пересказывать ее бесполезно, могу лишь посоветовать прочесть.

Для меня же встало на свое место:«Самое великое в нем — драматизм его творчества. Этот драматизм есть чистаячеловечность. Что означает человечность? Разве это прежде всего не означает: человеческоестрадание?»

Чичерин подчеркивает «объективность» трагического у Моцарта.

Комментарии
Комментарии