Как Николай Второй притормозил русский «Бенц»

На заре автомобилестроения отечественные конструкторы ни в чем не уступали зарубежным коллегам.
Как Николай Второй притормозил русский «Бенц»

119 лет назад, 14 июля 1896 года на суд общественности был представлен первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Это случилось на Всероссийской Нижегородской промышленно-художественной выставке. Создателями его считаются отставной флотский офицер, владелец машиностроительного, чугунного и меднолитейного заводов в Петербурге Евгений Яковлев и горный инженер, действительный статский советник, промышленник Петр Фрезе.

Экипажная часть первого отечественного авто по конструкции следовала традициям легких конных колясок. Колеса с деревянными ободьями и сплошными резиновыми шинами вращались не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках. Их опорная поверхность была большой (диаметр 1200−1500 мм), отсюда массивные ступицы. Фрезе выбрал деревянные колеса, полагая, что булыжная мостовая требует более прочной их конструкции. Колеса же, оснащенные сплошными резиновыми шинами, плохо поглощали дорожные толчки. Поэтому колеса приходилось делать как можно большего размера.

Рессоры подвески передних колес были расположены рядом с колесами, они поворачивались вместе с ними и относительно шкворней, причем шкворни конструкторы предусмотрели не только в балке передней оси, но и в расположенной над ней поперечине, жестко связанной с каркасом кузова. На поперечине крепилась и рулевая трапеция, высоко поднятая над дорогой и благодаря этому не подверженная ударам о препятствия.

Двигатель был четырехтактный с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5−2 л.с. Он был снабжен испарительной системой охлаждения. Запас воды (около 30 л) размещался в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра — за спинкой сиденья. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил чуть более 300 кг.

Комментарии
Комментарии