​Поезд будущего: как советский магнитоплан погиб под землей

К 2030 году в России планируют запустить высокоскоростной поезд на магнитной подушке. Такой проект затевали в СССР еще 35 лет назад, но эксперимент прервало землетрясение.

К концу 70-х, по оценкам советских специалистов, население 29 городов СССР должно были превысить миллион человек. Демографический взрыв неизбежно усугублял и ситуацию с транспортом: власти империи стали всерьез задумываться над необходимостью разработки принципиально нового транспортного средства, способного взять на себя увеличивающуюся нагрузку. Первый советский скоростной поезд на магнитной подушке или маглев (от англ. «магнитная левитация») появился почти одновременно с немецким. В 1979-м немцы представили систему, которая за три месяца перевезла более 50 тысяч пассажиров, а первая в истории постоянная линия для поездов на магнитной подушке заработала в 1984-м в международном аэропорту английского Бирмингем. Тогда же, когда маглев перевозил людей в Германии, на временном участке в Раменском прошел испытательную дистанцию первый вагон на магнитной подушке ТП-01.

Раменский эксперимент

Добиться такого мощного прорыва в создании скоростного транспорта и «не отстать от страны, проигравшей войну» во многом удалось благодаря горячей заинтересованности в этом проекте «главного нефтяника СССР», председателя Госплана СССР и ближайшего соратника Косыгина — Николая Байбакова. Именно по его инициативе еще в 1975 году при Миннефтегазстрое было создано объединение «Союзтранспрогресс», которое занималось созданием скоростного, бесшумного, дешевого и экологически чистого транспорта. Были у Байбакова и личные интересы в реализации проекта: его сын Сергей был в числе шести авторов устройства магнитной подвески, которая использовалась при строительстве и возглавлял перебазированный институт в Раменском, занимающийся созданием первого магнитоплана.

В подмосковном Раменском был проложен 600-метровый скоростной участок и создан экспериментальный вагон длиной 10 м, весом 40 тонн и вместимостью 65 человек. Первое испытание вагон на воздушной подушке прошел под руководством академика Юрия Соколова. Его признали успешным и таким образом к концу 70-х СССР стал одним из первых двух в мире обладателей скоростного экологически чистого и бесшумного транспорта, способного противостоять мощному натиску урбанизации.

Комментарии
Комментарии