Фастфуд для мозга: почему мы так любим онлайн-тесты, а бумаге конец

Александр Маленков переживает на тему потери способности среднестатистического читателя сконцентрироваться дольше, чем на 5 минут, и призывает обратить внимание на то, что во что превратились статьи в Интернете.
Фастфуд для мозга: почему мы так любим онлайн-тесты, а бумаге конец

Я сейчас опять буду ворчать. Конечно, не очень-то приятно читать ворчанья главного редактора. Обещаю в конце воскликнуть что-нибудь радостное. Обещаю также, что если ты, дорогой друг, читаешь это послание на бумаге, то мое ворчание поднимет твою самооценку. А если с экрана, то ты узнаешь о себе кое-что новое.

Итак, давным-давно, до изобретения Интернета, журналы и газеты готовились как обед. Закуска для аппетита, питательное первое и второе, что-нибудь сладенькое на десерт. Подразумевалось, что читатель послушно употребит все это по порядку, не перескакивая с котлеты на пирожное и обратно. Конечно, кто-то вначале съедал все сладкое, а потом брался за котлету, но, так или иначе, содержание было сбалансированным.

Под питательным мы, конечно, понимаем длинные познавательные материалы, а под сладким — короткие, легкие, касающиеся, как правило, самого читателя: тесты, гороскопы, полезные советы. Но настал Интернет, и все стали читать на сайтах, а потом и в соцсетях. И вот тут баланс сбился. Если раньше блюда выносились с церемониями, продуманно, одно за другим, то теперь читатель вышел из-за стола и уселся перед десятком конвейеров, которые со страшной скоростью совершенно случайным образом стали выдавать блюда: курица, конфеты, каша, компот, торт, жаркое. И времени у читателя стало не так много. Раньше он садился с журналом или газетой в кресло, а теперь втыкается в телефон, пока стоит в очереди к кассе.

И вот что оказалось: в таком режиме читатель всегда выбирает сладкое. И даже не торты, а так, конфеты и орешки. То, что удобно взять пальцами и отправить в рот. А на кухне — мучительно продолжал он аналогию — на кухне стоят повара и смотрят, что именно ест клиент. И, натурально, перестают готовить ненужное и переключаются на популярное. Шеф-поварам, которые тратили по полдня на запекание бараньей ноги, говорят: «Хватит уже тратить по полдня на запекание этой ноги…

Комментарии
Комментарии