Хватка золотого сна

Роман Марии Галиной «Автохтоны» разными людьми прочитывается по-разному. Возможно, из этих многочисленных прочтений ни одно не совпадает с тем, что уже сказала и, наверное, скажет еще сама автор.
Хватка золотого сна

Для подобных многослойных историй такая ситуация совершенно естественна. Этот роман написан вовсе не так, чтобы его все одинаково понимали. Несколько коряво звучит, но «Автохтонов» не надо одинаково понимать — надо одинаково чувствовать. Ну, более или менее одинаково. В идеале между читателем и романом должны установиться примерно такие же отношения, что и между двумя главными персонажами.

Первый главный персонаж, обретающий имя только в самом конце, да и то совершенно случайно, приезжает из неназванной местности в некий, также безымянный, город. Он приезжает не просто так, у него есть какая-то своя потайная цель, о которой мы никакого представления не имеем. Каким-то образом эта цель связана с оперой «Смерть Петрония», поставленной в этом городе в 1922 году никому не известной группой «Алмазный витязь» и выдержавшей ровно одно представление.

Вот в этом месте для читателя уже заготовлена первая ловушка, одна из тех, которые должны, как писал Диккенс, «держать и влечь». Нам говорят, что «Алмазный витязь» — это вроде как осколок «Бубнового валета»: надо перевести словосочетание «бубновый валет» на английский, получится «Knight of Diamonds», а потом перевести обратно на русский, например, с помощью Гугла — вот вам и «Алмазный витязь». Все бы хорошо, но только «бубновый валет» по-английски будет «Knave of Diamonds», и любой «слово за словом» способ перевода ничего, кроме «алмазного прохвоста», вам не выдаст.

Но это только начало. Первый главный персонаж (как и всякий приезжающий в этот город турист) немедленно погружается в мир легенд и иллюзий. Старинные, чуть ли не римские еще, катакомбы под городом, одна из главных туристических достопримечательностей. Городская аптека со своей кроваво-кошмарной историей. Вполне живые современники той самой оперной постановки, довольно молодо выглядящие. Оборотни, по ночам нападающие на людей. Саламандры, которых подкармливают молоком в специально оставляемых на ночь блюдечках. Разумные тритоны, самозародившиеся в городской канализации. Таинственно пустые могилы на городском кладбище. Неземной красоты сильфы, создания воздуха и дети света.

И много чего еще.

Комментарии
Комментарии