Сомнительные сделки в русской истории

Международные торговые соглашения не всегда бывают очевидными. Так, в 1941 году СССР заключил договор с Германией о поставках зерна режиму Гитлера.

Международные торговые соглашения не всегда бывают очевидными. Так, в 1941 году СССР заключил договор с Германией о поставках зерна режиму Гитлера. На тот момент это был крупнейший контракт в СССР и один из самых спорных.

Зерно для Гитлера

Согласно контракту, СССР обязывался поставлять Германии не только кормовое зерно, но и пшеницу. В 1940 году в СССР был собран хороший урожай пшеницы. Германия же должна была экспортировать в Советский Союз образцы военной техники и промышленное оборудование. Правда, по условиям договора, хлеб должен пойти в Германию с 11 февраля, а немецкая техника только с 11 мая 1941 года. Последний эшелон с советским зерном перешел границу за 1 час 15 минут до нападения Германии.

Продажа Аляски

Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи. Однако владеть удаленной и неприспособленной территорией, коей оказались северные земли, стало обременительно. «Продать – самый верный способ!» Долго не думали… Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Многие наши граждане сокрушаются относительно продажи колонии. Дескать, это было одной из крупнейших ошибок в истории государства российского: за «золотой кладезь» запросили «всего-то» 7,2 миллионов долларов. Впоследствии на Аляске было найдено золото, началась знаменитая золотая лихорадка и добытые ископаемые превысили стоимость покупки многократно.

Это, конечно, досадно, но главный провал сделки все же в другом: вырученные от продажи деньги так и не попали в Россию. 7 миллионов долларов было переведено в Лондон банковским переводом, а уже из Лондона в Петербург морским путем повезли купленные на эту сумму золотые слитки. Но случилась беда - барк Orkney, на борту которого был драгоценный груз, 16 июля 1868 года затонул на подходе к Петербургу. Было ли в нем на тот момент золото, или оно вообще не покидало пределов Англии, неизвестно. Страховая компания, застраховавшая судно и груз, объявила себя банкротом, и ущерб был возмещен лишь частично.

Комментарии
Комментарии