Исчезнувшая вера

Василий Пичул ушел из жизни на 55-м году, а главный свой фильм снял, когда ему еще не было тридцати. Фильм назывался «Маленькая Вера» и стал символом советской перестройки.
Исчезнувшая вера

Действие происходило в родном для режиссера Мариуполе: со знанием дела, вооруженный реалистическим методом школы Марлена Хуциева, Пичул изобразил дремучий быт и средневековое сознание своих компатриотов, для которых найденная в сумке дочери долларовая бумажка означала крах всей жизни и системы ценностей. Та же дочка, «маленькая Вера» в исполнении Натальи Негоды, показав половой акт в нетрадиционной позе (без подробностей, разумеется), произвела сексуальную революцию на шестой части суши и заставила целомудренного Михаила Горбачева покинуть зал на этом сакраментальном эпизоде. Зато я сам лично видел, как Линда Фиорентино, в то время большая звезда, простояла два часа (мест не было) на венецианском показе «Маленькой Веры».

Мировой триумф был невиданный, он требовал продолжения. Пичул вместе с той же Негодой снял мелодраматическую комедию «В городе Сочи темные ночи», но хотя в ней была скандальная нецензурная лексика и ее пытались запретить к показу, фильм выпустили, и особого успеха он не имел. Уйдя в дальнейшем от чернушной социальности, Василий Пичул ринулся в сторону визионерства: на этом пути появились «Мечты идиота» (киноверсия «Золотого теленка») и «Небо в алмазах». Оба фильма отличались большой изобретательностью в освоении языка масскульта, их населяли попсовые персонажи (Сергей Крылов, Николай Фоменко, Анжелика Варум), в них господствовал постмодернистский китчевый дизайн, доведенный до грани суперэстетства. Режиссера тянуло к большим праздничным формам, к фонтанам ВДНХ, к балагану и шапито-шоу, к мюзиклу «а-ля Пырьев», наконец. Пробой в этом направлении стал «Кинофестиваль» — фильм, построенный на легендах кухни ММКФ: в целом он не получился, но искры таланта рассыпаны и по нему тоже.

Комментарии
Комментарии