Теплые ветры истории

Выбросы парниковых газов мешают изучать древности, оценивать раритетный алкоголь и даже расследовать преступления.
Теплые ветры истории

Физик Хезер Грейвен из Имперского колледжа Лондона в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, оценила искусственное «старение» атмосферы Земли, вызванное поступлением CO2 от сжигания нефти, газа и угля. Если не предпринять никаких мер, из-за этого старения в 2050 году абсолютно новые вещи — скажем, хлопковый носовой платок — с точки зрения экспертизы будут казаться такими же старыми, как вещи времен строительства Софийского собора в Новгороде, то есть середины XI века.

Как это возможно? Для определения возраста археологических находок, окаменелостей и предметов искусства ученые и эксперты активно используют метод радиоуглеродной датировки — за его разработку американский химик Уиллард Либби в 1960 году получил Нобелевскую премию. Этот метод использует естественное соотношение двух изотопов углерода в атмосфере Земли — стабильного углерода-12 и радиоактивного углерода-14, который образуется при воздействии космических лучей на атмосферный азот. Растения и животные, которые их едят, при жизни постепенно накапливают углерод-14, а после смерти медленно теряют его из-за радиоактивного распада.

Соотношение двух изотопов в прошлом менялось мало, за исключением 1950-1960 годов, когда человечество кардинально вмешалось в ход дела испытаниями ядерного оружия. Если знать это соотношение и период полураспада углерода-14 (он составляет примерно 5,73 тысячи лет), то по образцу материала можно относительно точно определить его возраст — верхним пределом «старины» обычно считается 50 тысяч лет, хотя с дополнительными хитростями можно оценить и более старые образцы.