«Вся правда о лекарствах»: как обманывают фармакогологические компании

О ревизионистской книге видного медицинского журналиста.
«Вся правда о лекарствах»: как обманывают фармакогологические компании

Русское название книги Бена Голдакра может отпугнуть откровенной ставкой на сенсационность и конспирологию, однако перед нами плод серьезных и кропотливых исследований одного из самых уважаемых в медицинской журналистике авторов, одновременно практикующего врача и колумниста The Guardian. «Bad Pharma» (оригинальное название) вышла в 2012 году и повлекла за собой чуть ли не перестройку всей фарминдустрии, о чем автор подробно рассказывает в послесловии к последнему изданию, которое и стало источником перевода. Книга наполнена богатой фактурой и вообще отличается обстоятельностью, однако это только усиливает тягостное впечатление от нее: в мировой фармацевтике все очень и очень плохо, а производители лекарств ведут себя как карикатурные капиталисты из «Незнайки на Луне», то есть поступаются абсолютно любыми принципами и моральными соображениями ради прибыли.

Полтора десятка обвинений Бена Голдакра в адрес фармацевтической индустрии

Клинические исследования лекарств, оплаченные фармацевтическими компаниями, чаще приносят положительные результаты, чем независимыеКак ни странно, многие исследования, на которые позже опираются врачи при лечении пациентов, проводятся на деньги самих производителей лекарств. Исследователи из Торонто и Гарварда в 2010 году сравнили более 500 клинических исследований и выяснили, что положительные результаты принесли 85% проплаченных и лишь 50% независимых. Более того, нередко оказывается, что в независимых исследованиях то же самое лекарство проявляет себя менее эффективным или даже более вредным, но эти исследования оказываются гораздо менее доступными для широкой публики. Это подводит нас ко второму обвинению, одному из центральных во всей книге.

Далеко не все результаты клинических исследований публикуются в научных журналахПричин тому множество. Дело не только в злонамеренных производителях, скрывающих плохие результаты. Многие вполне добросовестные исследователи решают не публиковать результаты исследований, не принесших результатов, считая их неудачными, а значит, бесполезными. Иногда «скучные» исследования не принимают и сами редакторы журналов. Однако отсутствие результата клинического исследования — тоже результат. Иначе возникают такие ситуации, как с американским рынком антидепрессантов. В 2004 году группа исследователей установила, что за предыдущие 17 лет прошло 74 исследования, из которых 38 дали положительные результаты, а 36 отрицательные. Однако в научной литературе соотношение было совсем другим: 48 статей об успешных исследованиях и 3 — о неудавшихся.

Комментарии
Комментарии