Искусство с непредсказуемым прошлым

Разгар лета — мертвый сезон для актуального кино, и взоры все чаще обращаются к истории кинематографа, который в нынешнем году отмечает 120 лет со дня великого люмьеровского открытия.
Искусство с непредсказуемым прошлым

Вот и медиакомпания BBC решила внести свой вклад в дело увековечивания шедевров прошлого. В отличие от другого британского опроса, который каждые десять лет проводит журнал Sight & Sound, нынешний нацелен только на американское кино. На основе мнений 62 кинокритиков из разных стран сформирован список «100 лучших американских фильмов всех времен».

На первый взгляд рейтинг не содержит в себе ничего неожиданного. Возглавляет его «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, который несколько десятилетий лидировал в опросах Sight & Sound, пока его в 2012 году не оттеснило с первой позиции «Головокружение» Альфреда Хичкока. На эту тему возникло много спекуляций — о том, как поменялись приоритеты критиков, которые раньше ценили социальное или экзистенциальное кино, а теперь предпочитают синефильский формализм. Но вот другой опрос — и «Головокружение» опустилось на третье место, а великому «Гражданину» вернули его привычное первенство.

При этом на вторую ступеньку пьедестала почета нагло вылез «Крестный отец» Фрэнсиса Копполы, которому даже не исполнилось еще 50 лет. Впрочем, это не мешает новому рейтингу выглядеть каким-то тухлым и консервативным. Понятно, что американский кинематограф слишком велик, чтобы загнать его в золотую сотню: чем-то важным непременно приходится жертвовать. И однако: как можно было ухитриться оставить за пределами рейтинга такие эпохальные для Америки фильмы, как «Бонни и Клайд» Артура Пенна, «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, «Ребенок Розмари» Романа Полански, «Последний киносеанс» Питера Богдановича, «Полуночный ковбой» Джона Шлезингера, то есть практически всю контркультуру 1960-х — начала 1970-х годов, без которой не было бы никакого Нового Голливуда. Зато его главные деятели, предложившие более коммерческую модель кинозрелища, представлены с невероятной щедростью — и Стивен Спилберг (пять фильмов), и Коппола со Скорсезе (по четыре).

Комментарии
Комментарии