Ученые нашли новую Землю: когда мы туда переедем

Астроном Дмитрий Ионов объясняет, чем интересна новая экзопланета и может ли на ней существовать жизнь.
Ученые нашли новую Землю: когда мы туда переедем

В июле 2015 года НАСА объявило об открытии астрономическим спутником «Кеплер» очередной экзопланеты, получившей имя Kepler-452b. Мы попросили астронома Дмитрия Ионова ответить на главные вопросы о телескопе «Кеплер», его исследовательских возможностях, физических характеристиках новой планеты и о том, почему она вызвала широкий интерес.

— Каковы основные задачи миссии «Кеплер»?

— «Кеплер» — аппарат, который НАСА запустило в 2009 году специально для поиска экзопланет. Под экзопланетами понимаются все планеты, находящиеся за пределами нашей Солнечной системы. В 2015 году исполняется 20 лет с тех пор, как была открыта первая экзопланета у звезды солнечного типа. И, конечно, одной из самых волнующих перспектив всегда была возможность найти обитаемые планеты, следы жизни у других звезд.

При запуске «Кеплера» основной задачей спутника было найти потенциально обитаемую планету, похожую на Землю. Телескоп использует способ поиска экзопланет, который называют транзитом. Суть его очень проста: мы наблюдаем звезду, вокруг которой вращается планета, и если эта планета оказывается на линии нашего взгляда и проходит по диску звезды, то блеск звезды на это время уменьшается. Таким образом, точно измеряя яркость звезды, мы сможем регистрировать изменение блеска и найти экзопланету. Это и называется транзитом.

Первый транзит экзопланеты был открыт в 1999 году, еще до «Кеплера», однако при использовании подобного метода возникает несколько трудностей. Во-первых, метод позволяет обнаружить в первую очередь большие планеты. Во-вторых, для того чтобы определить точное расстояние от планеты до ее звезды, да и сам факт того, что эта планета существует, нужно поймать несколько транзитов, то есть подождать, пока планета пройдет на фоне диска звезды несколько раз. Например, мы ищем планету, похожую на Землю, период обращения которой вокруг Солнца составляет 365 дней, а значит, нам надо поймать транзиты, которые идут три года подряд. К тому же оказалось, что вероятность транзита в принципе не очень высока и количество планет, которое мы можем обнаружить таким образом, ограниченно.