«Главное правило эмпатии: научиться радоваться вместе»

Как в ребенке формируется способность к эмпатии и как помочь ему научиться сопереживать другим, рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова.
«Главное правило эмпатии: научиться радоваться вместе»

Модное сегодня слово «эмпатия» появилось еще в Древней Греции. Именно тогда сформировалось представление о трех базовых структурах личности: этосе, пафосе и логосе. Этос как основа отвечает за ценностное и нравственное в человеке, за его представления о хорошем, плохом, допустимом и нет. Пафос включает в себя сферу эмоций и чувств, а логос – словесное, разумное. Проявлять эмпатию означает быть на содружественной (пафосной) волне с другими людьми, уметь сопереживать окружающим. Это врожденная способность, но она по-разному реализуется на каждом этапе взросления ребенка.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

Исследования подтверждают наличие у новорожденных зеркальных нейронов, которые отвечают за отражение эмоций матери или другого человека, постоянно ухаживающего за ребенком («близкого взрослого»). Младенцы, которые еще не знают, что такое грусть или радость, уже ощущают их через своих родителей. Вспомните: даже если вы, находясь в дурном настроении, имитируете при ребенке радость – он моментально начинает капризничать. То есть уже в первые месяцы жизни дети находятся в эмпатической связи с родителями. Это находит отражение даже на лингвистическом уровне – мамы часто используют местоимение «мы»: «мы поели», «мы поспали», «мы погуляли». И на самом деле, какое-то время они существуют как единый субъект.

Комментарии
Комментарии