Рептилия раздора

Как ископаемая змея с ногами заставила ученых вспомнить про государственные границы.
Рептилия раздора

В конце июля научные новости во всем мире оккупировала четвероногая змея: ископаемая Tetrapodophis amplectus из Бразилии возрастом около 120 миллионов лет, случайно обнаруженная в музее в Германии, оказалась первой за всю историю палеонтологии змеей с четырьмя конечностями. Существо, описанное в статье в журнале Science британцем Дэвидом Мартиллом и его коллегами, — выразительная иллюстрация к истории о том, что эволюция не только дает разным существам новые сложные органы (рыбам, вышедшим на сушу, — ноги вместо плавников, жирафу — длинную шею), но и отбирает уже имеющиеся. У общего предка змей были все четыре ноги, и эволюция ликвидировала их за ненадобностью. Считалось, что змеи произошли либо от сухопутных рептилий, рывших подземные ходы, либо от морских, а скелет Tetrapodophis amplectus разрешил неясность в пользу первой версии.

Это половина новости, которую можно написать по этому поводу. Вторая половина, шрифтом помельче, выглядит как-то так: ученый из Великобритании, проигнорировав все правила приличия в собственной дисциплине, исследовал окаменелость, скорее всего, украденную из Бразилии, и по этому поводу особенно не переживает — потому что у них там в этой стране диких обезьян после отъезда Ричарда Фейнмана и поговорить не с кем, чего переживать.

Вторую половину новости в России пока не написал почти никто: возможно, слишком уж отдает проблемами первого мира, попытками пристыдить развитые страны за то, что они развитые, и, главное, Научной Политкорректностью, которую в нашей стране считают такой досадной издержкой пребывания в западном обществе (если не гримасой его). А между тем как раз в России ее надо было бы прочитать очень внимательно.

Как экспонат эта древняя змея была одной из тысяч, наверное, таких неведомых штук в запасниках музеев естественной истории: род и вид неизвестны, в фонд музея попало от частного лица. Ни дат, ни фамилий, ни дать ни взять — неопознанный музейный объект.

Комментарии
Комментарии