Новые бедные русские: как изменилась наша жизнь в 2015-м

Новый виток падения рубля был принят уже далеко не с тем ужасом, что был в конце прошлого года. Люди смирились, что период роста экономики позади.
Новые бедные русские: как изменилась наша жизнь в 2015-м

Новый виток падения рубля был принят уже далеко не с тем ужасом, что был в конце прошлого года – никто не побежал покупать мешками гречку и занимать очередь к банкомату. Люди смирились, что период роста экономики позади, впереди же – возможно, не месяцы, а годы экономии. Какой теперь станет наша жизнь?

Новый бедный русский больше ест дома

С мая покупатели привыкли к новому уровню цен и стали меньше экономить на продуктах, парфюмерии и бытовой химии – продажа товаров первой необходимости даже выросла. Зато меньше стали тратить на еду вне дома, походы в кино, косметику, безалкогольные напитки, детские товары, топливо, услуги сотовой связи и интернета. По данным Росстата за последние полгода на 4% сократилась продажа алкоголя, причем тренд последних лет – падение продаж водки и рост продаж вин – связан не с кризисом, а с тем, что наша нация перестала столько пить, слава тебе, Господи.

Снизился средний чек в ресторанах, но увеличился – в магазинах. По данным X5 Retail Group средний чек по итогам первого полугодия 2015 в магазинах их сети («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») вырос на 11,3%, достигнув 373,9 руб. В ресторанах, как сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, чек уменьшился на 20–30%.

Представители «Азбуки вкуса говорят о существенном росте продаж рыбы и мяса и считают, что это связано в первую очередь с перетоком в магазины тех людей, которые отказываются от ресторанов, но не готовы снижать качество продуктов.

Прощайте, походы в рестораны как выход в свет

Ресторанов открывается не меньше. По данным 2ГИС зимой 2013–2014 в российских миллионниках было открыто 434 ресторана, а зимой 2014–2015 – 457. Но на один по-старомодному дорогой приходится десять дешевых: средний чек выше 2500 рублей – теперь немыслимая сумма для новых заведений. При этом они не просто дешевые, а качественные и модные, часто возглавляемые известными шефами. С начала 2015 года закрылись сотни ресторанов, но «это был очищающий огонь». Во всяком случае, так считает ресторанный критик Time Out Ольга Овчарова: «Мало какие из закрывшихся заведений по-настоящему жаль, большинство из них морально устарели». Александр Раппопорт открывает рестораны, в которых за соседними столами едят студенты и бизнесмены, а новый проект «Сыроварня» Аркадия Новикова – это демократичный семейный (чтобы ходили и днем, и вечером) ресторан с собственной, как следует из названия, сыроварней.

Поход на концерт? Не можем себе позволить

В «Крокус Сити Холле» в июле прошел всего один концерт, и тот Григория Лепса. Расписания на август у площадки просто нет. Похожая ситуация и во многих других больших московских клубах. Отменился фестиваль «Субботник», а на пикнике «Афиши» главным хедлайнером стал исполнитель, с которым можно рассчитаться в рублях. Сотрудник концертного агентства «Pop Farm» Андрей Саморуков отметил: «Цены мы повысили на 10–20%, а курс доллара вырос в 2 раза. В общем, зарабатывать промоутеры стали меньше, риски увеличились. Покупательская способность по сравнению с началом года упала. Уже сейчас понятно, что иностранных концертов будет все меньше. Их уже меньше стало».

Комментарии
Комментарии