Русская эмиграция: первая волна

Историк Олег Будницкий об альтернативной России, князе Андрее Курбском и культурном наследии эмиграции.
Русская эмиграция: первая волна

Обычно, когда говорят о русской эмиграции и, в частности, о послереволюционной эмиграции, ее называют первой волной русской эмиграции. И это понятно, поскольку считается, что в XX веке было три мощных волны: одна после русской революции и Гражданской войны как ее следствие, вторая после Второй мировой войны — те люди, которые предпочли остаться на западе или уйти с немцами на запад, и третья волна — это 70–80-е годы, когда появилась возможность эмигрировать из Советского Союза легально. И некоторые считают, что в настоящее время мы переживаем четвертую волну эмиграции из России, хотя, скорее, можно говорить о глобализации, нежели об эмиграционном потоке.

Это не совсем верная периодизация, поскольку до революции из России уехало больше людей, чем после нее, о чем мало кому известно. За тот период — я не буду говорить об эмиграции — начиная с XVI века обычно считается, что первым русским эмигрантом был князь Андрей Курбский, который от царского гнева бежал. И почему он первый эмигрант? Потому что он не просто отъехал, используя феодальное право отъезда от своего сюзерена, но и сформулировал в известном послании Ивану Грозному, почему он уехал.

Не забираясь в столь далекие времена, скажу, что в период с 1820 по 1916 год из России уехало около четырех с половиной миллионов человек, за неполное столетие. Эмигрировали из России по разным мотивам: была мощная трудовая эмиграция, были эмигранты по национальным, религиозным (обычно это пересекалось) мотивам. Одна из самых крупных волн эмиграции — это еврейская эмиграция: только за период с 1881 по 1914 год из России уехало около двух миллионов евреев, из них полтора миллиона — в США, и понятно почему — потому что евреи были наиболее дискриминируемой группой населения Российской империи. На фоне этих предшествующих волн эмиграции и по религиозным мотивам это не только евреи, но и, скажем, духоборы, другие религиозные группы, старообрядцы и так далее, я уж не говорю о политической революционной эмиграции.

Комментарии
Комментарии