ВДНХ всех времён и народов

ВДНХ всегда выступала в роли гипертрофированного «лица» державы. Как менялась главная выставка страны и что с ней будет.
ВДНХ всех времён и народов

Выставка достижений народного хозяйства всегда выступала в роли гипертрофированного «лица» державы. Открывшаяся при Сталине, она показывала величие колхозов Советского союза. При Хрущёве — отраслевую промышленность. В 80-х — была одной из «олимпийских» точек притяжения в Москве. На протяжении 90-х — огромным рынком, а в «нулевых» стала местом для девелоперского бизнеса. Весной 2014 года Правительство Москвы приступило к реализации нового, масштабного проекта возрождения ВДНХ, приуроченного к 75-летию Главной выставки страны. «Йод» разбирался, кто заработал на советском наследии, почему ВДНХ войдёт в историю в качестве мегапроекта команды Собянина и как выставка всегда была проекцией страны, которая её окружает.

ОТ ИМПЕРСКОГО ВЕЛИЧИЯ К ПРАГМАТИЧНОМУ БРАНДСПОЙТУ

Создание агитационно-пропагандисткого архитектурного комплекса не было новым для советской России или Москвы. СССР часто участвовал в международных выставках, стремясь показать уникальные экспозиции и потрясти мир масштабами коммунистического строительства.

17 февраля 1935 года на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников нарком земледелия СССР Михаил Чернов предложил комиссии организовать в 1937 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Его предложение поддержали. В тот же день СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление об организации выставки. Её решили разместить возле Ярославского шоссе, использовав для этого часть территории Алексеевского села и часть Останкинского лесопарка. Председателем выставочного комитета назначили Чернова, а главным архитектором — Вячеслава Олтаржевского. Однако сроки открытия выставки менялись несколько раз. Темп работ был недостаточно быстрым, уже готовые павильоны перестраивали и меняли их расположение. Летом 1938 года архитектора Олтаржевского арестовали за участие в «антисоветской вредительской организации, существовавшей на ВСХВ» и сослали в Воркуту. В том же году председателя выставочного комитета Чернова обвинили по сфальсифицированному делу «Антисоветского правотроцкистского блока» и расстреляли. В итоге, главным архитектором выставки стал Сергей Чернышёв, один из авторов генплана реконструкции Москвы и главный архитектор города.

Комментарии
Комментарии