«Все жаждут крови»: погром выставки в Манеже и реакция на нее

Мария Семендяева — о работах, на которые напали погромщики, и реакции на произошедшее.
«Все жаждут крови»: погром выставки в Манеже и реакция на нее

«Я, бывший комсомолец, еще не исключенный коммунист, вкалывавший в колхозе, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей на земле Украины, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, участвовавший в восстановлении, я, строитель, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на ХХ съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться на своей земле». Это слова скульптора Вадима Сидура. Это его работы потоптали своими ногами в прошлую пятницу активисты движения, которое треплет имя Господа всуе уже не первый раз.

Привязавшись к знакомым, как им кажется, именам Христа и святого Иоанна Крестителя, несколько молодых людей явились на выставку скульпторов-шестидесятников и покидали с постаментов экспонаты, которые носили эти имена. Пострадали четыре формы для линогравюр Вадима Сидура, одного из главных советских неофициальных скульпторов. Вместе с Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом они основали в 1950-е годы объединение «ЛеСС». Официально создавая по заказу правительства работы в стиле советского модернизма, в своих мастерских-подвалах они тайно занимались тем искусством, которое действительно отражало их мысли.

Погромщики, которые в 2015 году пришли выражать свое возмущение этими глубоко интимными скульптурами, не только не понимают, на что они подняли руку. Они, очевидно, этого просто не знают, иначе не рискнули бы тянуть свои руки к выстраданным кровью работам, замыслы которых родились, быть может, в том сыром окопе, где Сидур лежал в 1942 году. Или в госпиталях, где ему лечили раздробленную немецкой пулей челюсть.

Комментарии
Комментарии