«Интерстеллар. Наука за кадром»

Книга Кипа Торна, научного консультанта кинокартины «Интерстеллар».
«Интерстеллар. Наука за кадром»

В книге «Интерстеллар. Наука за кадром» астрофизик объясняет, какие научные факты стоят за насыщенной визуальностью фильма. Этот доступный научно-популярный труд адресован и тем, кто привык постигать устройство вселенной на примере увлекательных картинок, и тем, кто воспринял фильм исключительно как сентиментальную балладу.

ВОС публикует фрагмент, рассказывающий, как с точки зрения физики происходила передача сообщений в прошлое незадолго до финала «Интерстеллара».

Передача сообщений в прошлое

Набор правил для зрителя

Еще до того, как Кристофер Нолан стал режиссером «Интерстеллар» и переработал сценарий, его брат Джона рассказал мне про набор правил.

Чтобы поддерживать в научно-фантастическом фильме нужный уровень напряжения, сказал Джона, зрителям нужно разъяснить законы игры, дать им «набор правил» для фильма. Четко определить, что допустимо с точки зрения законов физики и уровня развития технологий во времена, когда происходит действие фильма, а что нет. Если правила не очевидны, зритель вправе ждать, что героя внезапно спасет какое-нибудь чудо, и грамотно нагнетать напряжение не удастся.

Разумеется, нельзя говорить прямо: «Вот набор правил для этого фильма...» Правила нужно сообщать ненавязчиво и естественно. Крис в этом мастер — он доносит правила через диалоги персонажей. Когда вы будете пересматривать «Интерстеллар» (разве вы сможете от этого удержаться?), обратите внимание на те диалоги, что как бы невзначай очерчивают правила.

Правила Кристофера Нолана о путешествиях во времени

Как выясняется (см. ниже), путешествия назад во времени подчиняются законам квантовой гравитации, которые нам практически неизвестны, поэтому мы, физики, точно не знаем, что здесь допустимо, а что нет. Крис принял два решения относительно путешествий во времени; это и есть его набор правил:

Комментарии
Комментарии