Где лежать Рахманинову

Оказывается, нынешняя битва за прах великого соотечественника — не первая.
Где лежать Рахманинову

Министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть в Россию останки композитора Сергея Рахманинова. Как выяснил Огонек, это не первая битва за прах знаменитого соотечественника.

Предполагается, что местом погребения Рахманинова должна стать усадьба Онег в Новгородской области, где композитор провел детство. Неясно, правда, последуют ли за композитором останки его супруги и дочери, которые покоятся в той же американской могиле. Нет ответа и на существенный вопрос: в каком состоянии новгородская усадьба, куда Рахманинова собираются приютить? Еще пару лет назад сообщалось, что от имения остались фундамент, заросший парк да гранитная плита в память о композиторе.

А в остальном идея акции понятна. Предусматривается, видимо, приурочить мероприятие к грядущему столетию революции 1917-го. Посыл очевиден: возвращение праха великого композитора на родину станет показательным актом национального примирения.

Министр изначально придал похоронному проекту историко-идеологическое прочтение: Если вы посмотрите американские источники, то вы увидите, что Сергей Рахманинов — великий американский композитор русского происхождения. Американцы самонадеянно приватизируют имя Рахманинова, так же как и имена десятков и сотен русских, которые волей судьбы оказались после событий революции за рубежом.

Воля судьбы

Интересно, предусмотрено ли в проекте перезахоронения издание книги о причинах, толкнувших композитора в эмиграцию? Вряд ли, ведь документы из архивов ГПУ и Наркомата иностранных дел и сегодня наглухо закрыты. Впрочем, известно, что большевики не просто считали Рахманинова идеологическим и политическим противником. Они его люто ненавидели.

Еще 10 июня 1921 года литкритик и полпред Советской России в Италии Вацлав Воровский жаловался из Рима члену президиума ВЧК Вячеславу Менжинскому: Из Москвы была выпущена семья композитора Рахманинова. А известно Вам, что Рахманинов один из самых злостных контрреволюционеров и ненавистников большевизма?

В разгар Большого террора 37-го нередки были такие доносы, как, например этот, поступивший в Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров из Московской консерватории: Доцент Келдыш пытался исказить замечательное прошлое русской музыки (смазывание прогрессивной роли крупнейших русских классиков, непомерная роль, уделяемая белогвардейцам — эмигрантам Рахманинову, Стравинскому и др.).

Комментарии
Комментарии