О сопереживании кристаллам

Джон Рёскин. Этика пыли / Перевод Л.П. Никифорова под ред. Анны Шафран. Послесловие Кирилла Кобрина. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. Книга издана в рамках совместной программы с Музеем «Гараж».
О сопереживании кристаллам

Перед нами – тип мышления и мировидения, чуждый сегодняшнему человеку едва ли не до экзотичности. Во всяком случае, такой способ представления мира, который к нашему времени, кажется, совершенно уже утрачен – и воплощённый при этом у автора – казалось бы, нашего вполне близкого соседа во времени – на удивление органично. Может быть, эти лекции, читавшиеся некогда Джоном Рёскином (1819-1900) ученицам знаменитой в свое время школы для девочек в английском поместье Уиннингтон-холл, графство Чешир, в 1859-1868 годах и вышедшие книгой в 1866-м – одно из последних явлений (столь ценимого автором) Средневековья в западном мышлении. И трудно себе представить, что время возникновения Этики пыли[1] отделено от нас всего какими-то ста пятьюдесятью годами.

За минувшие полтора столетия, похоже, в европейской культуре успел сложиться и возобладать совсем другой тип человека, к которому мы все принадлежим так или иначе, – и заглядываем теперь в Рёскина, как в иную антропологию. Чуть ли не в Зазеркалье.

Между тем, ключевое слово к миропредставлению этого рода – всего лишь одно, и оно очень простое: цельность. Это она так удивительна теперь – и так естественна у Рёскина.

Происходит в книге тоже, казалось бы, нечто чрезвычайно простое: старый профессор, возраст которого трудно определить, рассказывает своим юным ученицам – в форме диалогов платоновского типа – всего лишь о том, как образуются кристаллы. Но что же при ближайшем рассмотрении оказывается?

Оказывается, что в рассуждение, по мере его разворачивания, втягивается ни много ни мало – все мироздание. Речь о скромной проблеме кристаллизации оборачивается подробным разговором о мироустройстве. И весь этот рисуемый автором мир, все уровни бытия, все мыслимые углы взгляда на него оказываются пронизаны едиными, всепроникающими и нигде не прерывающимися связями.

Это – такой тип взгляда, в пределах которого узкая постановка изолированных проблем невозможна, наверное, в принципе.

Комментарии
Комментарии