«Воспоминания» Виктора Франкла

Один из самых влиятельных психиатров XX века, прошедший через концлагеря, описал и проанализировал опыт выживания в аду.
«Воспоминания» Виктора Франкла

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла автобиография Виктора Франкла, корифея венского психоанализа, современника Фрейда и Адлера, пережившего три года в концлагере. Насколько я понял, перевод предваряет переиздание самой известной книги этого автора — «Сказать жизни да», посвященной описанию как раз этого пограничного опыта. В автобиографии самому периоду заключения отводится не слишком много страниц — на склоне лет ученый скорее подводит итог всей своей деятельности, перечисляет события жизненного пути в хронологическом порядке: детские шалости, встречи с примечательными фигурами, отзывы выдающихся коллег, анекдоты из преподавательской и лечебной практики. Постулатов метода логотерапии, изобретенного им, он тоже касается лишь в общем, потому как многократно комментировал все его аспекты в предыдущих работах (несколько из них были переведены на русский в разное время).

Логотерапию называют третьей школой венского психоанализа, связавшей классический психоанализ с экзистенциальной философией. Вопрос здесь в датировке: сам Франкл настаивает, что все его основные постулаты были сформулированы еще в 1930-х, то есть намного раньше, чем экзистенциальный психоанализ стал широко распространен, логотерапия была его непосредственной предшественницей. Критика этого утверждения может быть основана на самой расплывчатости определения «экзистенциализм», Франкл, безусловно, принадлежит к мыслителям его ранней стадии, скорее он феноменолог, чем экзистенциалист в современном понимании. Однако отрицать нельзя — если не теория, то его клинические методы обогнали свое время и принадлежат к послевоенной традиции психологии.

Разругавшись со своими учителями, молодой Франкл сделал основой клинической практики смыслополагание, стремление к тому, что он называл «логос» (естественно, тут не должно быть путаницы с детской коррекцией речи — тем, что зачастую именуется логотерапией в отечественной медицине). Дверь в человеческую душу открывается не внутрь, а наружу, перефразируя Кьеркегора. Вопреки классической модели психоанализа, личность представляет собой не замкнутую систему, стремящуюся к состоянию гомеостаза, а открытую, стремящуюся найти воплощение своих желаний вовне: в деле, в другой личности, миссии, в области трансцендентного.

Комментарии
Комментарии