Кем была муза Бодлера и Флобера

Филолог Сергей Зенкин о феномене литературной личности и взаимоотношениях Аполлонии Сабатье с известными поэтами и писателями.
Кем была муза Бодлера и Флобера

В воспоминаниях Лидии Яковлевны Гинзбург, вернее, в ее записных книжках, зафиксирован ее разговор в 1920-е годы с одним из ее учителей Виктором Шкловским. Разговор зашел о Лиле Брик, одной из самых знаменитых женщин русской литературы, подруге Маяковского.

— Вы когда-нибудь знали ее раньше? — спросил Шкловский.

— Я знала ее только как литературную единицу, а не как житейскую, — ответила молодая Лидия Гинзбург.

— Правда — не женщина, а сплошная цитата, — ответил Шкловский.

Оба собеседника явно наслаждаются умением говорить на одном языке русского формализма. Такая цитатная личность, или литературная личность, как называл ее другой теоретик русского формализма Юрий Тынянов, — это в самом деле довольно распространенный тип человека и человеческого поведения в культуре. Человек может сам ничего не писать, не создавать никаких литературных произведений, но, живя в литературной среде, общаясь с писателями, служа их партнером и предметом изображения, он входит в литературу в качестве самостоятельного фактора, в качестве литературной личности.

В качестве примера такой личности я бы назвал одну из муз французской литературы XIX века, которую звали Аполлония Сабатье. Она общалась со многими писателями, художниками, скульпторами в 40–50-х годах XIX века, и ее личность отразилась в целом ряде произведений разных искусств.

Всякий посещающий в Париже художественный музей Орсе неизбежно видит расположенную недалеко от его входа лежащую статую «Женщина, ужаленная змеей» — странная лежачая фигура в перевернутой, искаженной позе, которую даже трудно наблюдать с какой-то одной точки, потому что ни лицо, ни тело не дают себя увидеть с одного пункта.

Скульптор Огюст Клезенже создал эту фигуру в 1847 году по модели Аполлонии Сабатье. Скульптура вызвала скандал: в странной позе женщины, якобы укушенной змеей, усматривали эротическое возбуждение, может быть, даже оргазм. И, кроме того, вызывало недоумение и возмущение чрезмерно подробная трактовка ее тела, включая, например, какие-то складки тела, которые скульптура обычно опускает. Рассказывали, что скульптур прибегал к технике муляжа, делая слепки с реальной фигуры своей модели.

Комментарии
Комментарии