Литературные опыты художников

Слово вполне может идти рука об руку не только с нотой, но и с мазком кистью.
Литературные опыты художников

Поль Верлен считал, что музыка — наиболее близкий к литературе вид искусства. Однако слово вполне может идти рука об руку не только с нотой, но и с мазком кистью. Публикуем вторую часть подборки книг, написанных известными живописцами

Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Имя Джорджо Вазари, безусловно, не стоит в одном ряду с именами великого итальянского трио эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. Картины Вазари, представителя тосканского маньеризма, традиционно эксплуатируют библейские и античные сюжеты; для его живописи характерна холодная, аскетичная цветовая гамма и пристальное внимание к деталям, но стройностью композиции и оригинальностью полотна художника, увы, не отличаются. Впрочем, в историю Вазари вошел в первую очередь не как мастер кисти, а как мастер слова: его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», датированный серединой XVI века, по сути, заложил основу современного искусствоведения. Читая «Жизнеописания...», следует понимать, что научная сфера, в которую вступил Вазари, в те годы была очень молодой и не знала непреложных канонов. Поэтому, пересказывая биографии своих предшественников и современников, автор порой опирался не только на факты, но и на легенды и слухи, стремясь оживить текст, заинтриговать читателя. Подобные вольности несколько обесценивают авторитет Вазари как культуроведа, но делают ему комплимент как рассказчику.

Данте Габриэль Россетти «Баллады и сонеты»

Поскольку многие участники «Братства прерафаэлитов» — Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис, Форд Мэдокс Браун — весьма успешно пробовали себя не только в живописи, но и в поэзии, не представляется возможным однозначно назвать любого из них только художником или только поэтом. Однако именно в творчестве Россетти синтез изобразительного искусства и литературы проявился наиболее ярко. Хотя персонажи полотен Россетти красивы нереальной, потусторонней красотой, их позы и жесты чрезвычайно естественны, а строгие, задумчивые лица полны жизни.

Комментарии
Комментарии