От «Студентов» до «Старика»: Юрий Трифонов и его наследие

28 августа исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Трифонова — лидера советской городской прозы, который откровенно рассказывал о происходившем со страной и народом в XX веке.
От «Студентов» до «Старика»: Юрий Трифонов и его наследие

«Студенты» (1950)

Не считая двух малопримечательных рассказов, опубликованных в 1948 году, полновесным дебютом Трифонова следует считать его дипломную работу в Литинституте. Повесть о послевоенном филфаке пришлась по душе руководителю семинара Федину, и тот рекомендовал «Студентов» «Новому миру» — туда как раз пришел Твардовский, настроенный ротировать забронзовевший состав авторов. Сочинение отвечало всем требованиям поэтики советского классицизма (по ходу действия разворачивался тривиальный конфликт между индивидуалистом Палавиным и коллективистом Беловым), было чутко к конъюнктуре (протагонист уличал профессора Козельского в недостаточном почтении к соцреалистической классике; очевидное эхо антизападных кампаний конца 1940-х) и получило высокую государственную награду — Сталинскую премию третьей степени. «Студенты» сделали Трифонова всесоюзной знаменитостью (целый год он ездил на встречи с читателями) и при определенном стечении обстоятельств — возьмись он, скажем, за продолжение — могли бы похоронить как сколько-нибудь интересного писателя: ничто в этом суконном, небогатом на сложные эмоции опусе не обещало «бытовика» с бунинским глазом и чеховским умом. Впоследствии он был беспощаден к своей, как оказалось, самой издаваемой вещи: на экземпляре «Студентов», подаренном бельгийской исследовательнице Каролине де Магд-Соэп, автор вывел: «Это книга, которую я не писал».

Комментарии
Комментарии