Буква против духа

Почему ликвидация безграмотности в России привела к отрыву от исторических корней.
Буква против духа

21,1% населения страны в 1897 году были грамотными, утверждают материалы переписи. Довести этот показатель до 100% стремились как педагоги царской России, так и советские шкрабы 1920-х. В конце концов победить неграмотность удалось, но результатом этой победы стал мощный ментальный сдвиг, приведший к появлению какого-то нового народа, имевшего к своим недавним предкам весьма приблизительное отношение.

Умен и очень мил...

Представления общества о том, какие знания должен приобрести ребенок, прежде чем вступить во взрослую жизнь, традиционны и не то чтобы уж очень рациональны. Значительная часть необходимых ребенку навыков очевидно связана с элементарным выживанием: умение охотиться, собирать съедобные растения, ходить за скотом, кидать бумеранг, переходить улицу на зеленый свет, не верить незнакомому дяде, предлагающему куда-то пойти... Но существуют еще и нормы приличия и благопристойности (в большом городе и в племени каннибалов эти нормы сильно разнятся, при этом следовать им в равной степени необходимо), и они порой требуют вещей неожиданных. Перечень необходимых навыков светского человека когда-то предложил Пушкин: Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал; / Легко мазурку танцевал / И кланялся непринужденно. / Чего ж вам больше? Свет решил, / Что он умен и очень мил. В течение многих веков умение читать относилось к тому типу знаний, которые ценятся, но с материальным благополучием напрямую не связаны.

По свидетельству Повести временных лет, на Руси обучение грамоте началось сразу после ее официального крещения в 988 году, когда князь Владимир собрал детей нарочитой чади, то есть знатных людей, и велел учиться чтению. Летопись сообщает, что матери отправленных в обучение детей были крайне недовольны и оплакивали их как покойников. Особого практического смысла в этом умении не было, оно являлось лишь частью благочестивого воспитания, поэтому обучение грамоте можно рассматривать как побочный результат распространения христианства.

Комментарии
Комментарии