Эволюция школьных предметов

За последние 240 лет количество и содержание предметов менялось не раз.
Эволюция школьных предметов

Сегодня в российских школах отмечается День знаний. Для большинства школьников новый учебный год ознаменовался введением новой программы. В выпускных классах теперь можно будет выбирать предметные области. Ранее школьники начали изучать религию и светскую этику в отдельной дисциплине. За последние 240 лет, с момента создания государственной системы общего образования, количество и содержание предметов менялось не раз. «Йод» выяснил, что изучали наши предки.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА

Первая общеобразовательная система в России была создана в конце XVIII века. По «Учреждению о губерниях» 1775 года, в городах и больших сёлах могли быть открыты училища для всех желающих. В них обучали грамматике, арифметике и катехизису — основам православной веры. Массового обучения не получилось. Народных училищ открывали мало, они управлялись и финансировались местными властями. На начало XIX века в великорусских губерниях их насчитывалось 190. Девочек в училищах было в 10 раз меньше, чем мальчиков. Сначала большинство учеников происходило из дворовых крепостных, но постепенно их число сократилось, и наибольшая доля перешла дворянам (около трети). Всего же обучение охватывало 0,05% населения страны.

Тогда в программу входили как привычные нам сегодня дисциплины (языковая подготовка, арифметика, рисование, география, физика, факультативно иностранный язык), так и забытые (архитектура, церковнославянский язык, катехизис). Но полный курс оканчивали далеко немногие из тех, кто начинал. Главное препятствие было в простом нежелании. Многие родители и опекуны не видели смысла в изучении чего-то большего, чем основы грамотности и арифметики.

При Александре I в 1804 году возникает новая система, где школы уже подчинялись созданному Министерству народного просвещения и финансировались им. Основное руководство гимназиями осуществлялось через университеты (кроме подчинённых Синоду и другим учреждениям), руководство уездными училищами — через гимназии, приходскими — через местные церковные приходы и помещиков. Последние местными властями же и финансировались, из-за чего возникли проблемы с их развитием. Система была единой, при желании и возможностях можно было из приходского училища, не платя за обучение и сдавая экзамены, добраться в университет. За этот «путь» ученик изучил бы такие не существующие ныне отдельные предметы, как математическая география, закон Божий, торговля, политическая экономия, мифология и древности, должности человека и гражданина. При эволюции образования они большей частью не исчезли, а вошли в другие дисциплины. Русский язык (или, как тогда говорили, «российский») и французский (в гимназии) изучались обязательно, а немецкий и латинский при выборе. Также факультативно в гимназиях занимались танцеванием, музыкой и гимнастикой.

Комментарии
Комментарии