Высокое искусство

Каково это — построить самое высокое здание в мире.
Высокое искусство

ЭДРИАН СМИТ, архитектор, 71 год, Чикаго:

«Многие называют Бурдж-Халифа новой Вавилонской башней. Высота у нее действительно рекордная — 828 метров от земли до кончика шпиля. Над строительством башни в Дубае трудились почти сто тысяч человек. Но аналогия неверна. В библейском предании, насколько я знаю, башня не имела никакой практической цели — просто груда камней, собранных вместе. Я же создавал Бурдж-Халифа не для того, чтобы потешить собственное эго, а чтобы в ней жили и работали люди.

Тяга к высоте у меня с детства. Я вырос в Южной Калифорнии, в городе Сан-Клементе, окруженном апельсиновыми рощами и спускающемся к берегу Тихого океана. Наш дом стоял на самом высоком холме, сидя на его вершине и любуясь закатом, я чувствовал себя словно на 75-м этаже небоскреба. Сан-Клементе застроен низенькими домами в испанском колониальном стиле, единственным современным зданием был магазин моего отца. Он спроектировал его сам и назвал в мою честь Adrian. Мальчиком я работал в нем — мыл полы, раскладывал товары и помогал продавцам. Там я почерпнул свои первые представления о том, как вести бизнес, а заодно о моде и дизайне.

В школьные годы я увлекся черчением и рисовал аксонометрические проекции: первым моим чертежом стала башня в 40 этажей. Когда студентом я приехал в Чикаго, меня поразила выступающая из прерий линия горизонта с небоскребами — я сразу понял, что хочу принадлежать этому миру. После университета я устроился в архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill (SOM), по иронии, мое рабочее место находилось на первых этажах в Центре Джона Хэнкока — тогда это было самое высокое в мире здание смешанного назначения.

Комментарии
Комментарии