Русская колея

Декан экономфака МГУ Александр Аузан — о том, на что влияют культурные установки и как страна может изменить свою судьбу.
Русская колея

После большевистского переворота русский философ Николай Бердяев писал, что русская история имеет странное свойство повторяться и при всем многообразии вариантов переворот в России все равно приводит к реконструкции самодержавия. Почти век спустя экономисты заговорили о том, что ценностные и культурные установки способны блокировать любые политические и экономические решения в развитии страны. В рамках Летней дискуссионной школы GAIDPARK, организованной в этом году Фондом Егора Гайдара совместно с проектом InLiberty, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан прочитал студентам лекцию о том, что в действительности определяют культурные установки, откуда берется эффект колеи и когда нам ожидать новых возможностей для модернизации. COLTA.RU публикует текст лекции.

Есть вещи, про которые люди думают днями, неделями, годами, а есть вещи, над которыми приходится думать десятилетиями, и все равно не очень получается найти решение. Две вещи, над которыми я думаю лет примерно двадцать: эффект колеи и общественный договор. Поэтому, когда меня в этом году удостоили Международной Леонтьевской медали — а получили Энрики Кардозу за вклад в реформы в Бразилии и я за вклад в реформы не в Бразилии, — темой своего лауреатского доклада я сделал именно эти две проблемы. Надо же сказать, что на самом деле является великим препятствием на пути тех реформ, которые хотелось бы осуществить.

Почему я хочу об этом рассказать сейчас вам? Потому что я, конечно, лет 20—30 — а может быть, 40, потому что идет демографический сдвиг, — еще над этим вопросом подумаю, но есть такие длинные исторические процессы, над которыми думать приходится дольше одной человеческой жизни. Поэтому я бы хотел кого-нибудь из вас увлечь, чтобы вы потом подумали еще, и поколения через три мы, может быть, найдем решение этих проблем. Как, помните, у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу» Кристобаль Хунта и Привалов пытаются решить задачку, к ним подходят и говорят: «Как? Доказано ведь, что эта задача не имеет решения». А они отвечают: «Какой смысл решать задачи, которые имеют решение? Вы попробуйте решить задачу, которая не имеет решения». Ровно такой задачей я бы и предложил заняться. И начнем с того, как я эту задачу увидел до знакомства с теорией, эту проблему объяснившей.

Комментарии
Комментарии