Дрейф в историю

Весной 1937 года в Арктике высадилась экспедиция Ивана Папанина, положив начало работе первой советской научной станции в дрейфующих льдах. Так Советский Союз продолжил «арктическую гонку».
Дрейф в историю

Конец февраля 1937 года, несколько километров до въезда в Москву, Калужское шоссе. Пассажиры проезжающих машин видят неизвестное им доселе словосочетание: «Дрейфующая станция Главсевморпути». Это надпись на палатке-домике необычной формы размером 3,7 на 2,7 метра. Рядом с ней примостились огромный ветряк и мачты, опутанные паутиной проводов. Среди людей, хлопочущих на территории «поселения» и одетых в необычную для этих мест полярную одежду, можно узнать уже известных в стране полярников: Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Петра Ширшова и Евгения Федорова.

«Высадившись» на территории радиоприемного пункта Севморпути, четверка полярников проводит генеральную репетицию предстоящей в ближайшие месяцы высадки на лед Северного Ледовитого океана. Таким образом, Советский Союз продолжает штурм Арктики, начатый странами Европы и США еще в середине XIX века. Стремление проложить морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий, вдоль побережья Сибири, веками гнало мореплавателей и искателей приключений на север, навстречу арктическим льдам.

Первый шаг к покорению северной вершины планеты был сделан за 53 года до этого. Молодой и еще никому не известный норвежский зоолог Фритьоф Нансен сидел осенним вечером 1884 года в прокуренном портовом кабачке «Капитан Ларсен» в Тромсё, рыбацкой столице Норвегии. То, что он услышал в тот вечер от старого китобоя, не только ставило точку в трагической истории американского лейтенанта Джорджа Де-Лонга и экипажа его яхты «Жанетта», но и легло в основу важнейшего научного открытия.

Оказалось, что две недели назад у южных берегов Гренландии один из членов экипажа китобойного судна обратил внимание на ворону, кружившую над льдиной. Высадившись на ней, китобои нашли документы, подписанные самим Де-Лонгом, а также личные вещи матросов шхуны «Жанетта», затертой льдами в восточном секторе Арктики.

Шхуна «Жанетта» вышла из Сан-Франциско 8 июля 1879 года, взяв курс на Берингов пролив. Честолюбивая цель экипажа — во что бы то ни стало добраться до Северного полюса. Моряки полагались на расчеты немецкого картографа Августа Петермана, предполагавшего, что за льдами их ждет чистая вода Северного Ледовитого океана.

Увы, все оказалось иначе. Сразу за Беринговым проливом «Жанетта» оказалась в ледовом плену. За 21 месяц вмерзшая в лед шхуна преодолела более 1100 километров на северо-запад, прежде чем 13 июня 1881 года ее раздавили льды. Экипаж капитана Де-Лонга отправился на санях и шлюпках на юг. После трех месяцев скитаний полярники добрались до чистой воды, распределились по трем шлюпкам и взяли курс на сибирское побережье.

Комментарии
Комментарии