«Клеветническая пьеса»

Репрессированная литература: как запрещали пьесу Леонида Леонова «Метель».
«Клеветническая пьеса»

Появление имени Леонида Леонова в ряду писателей, которые подвергались репрессиям, кажется неожиданным. Лояльный советской власти и лично Сталину писатель, будущий литературный генерал, к 1940 году уже был одним из самых известных прозаиков СССР. Его пьеса Метель собрала множество положительных рецензий, спектакли по ней с успехом шли по всей стране, а Союз писателей готовился выдвинуть ее на Сталинскую премию. Внезапное недовольство пьесой со стороны политбюро вызвало мгновенную реакцию в виде обличительной кампании в газетах, проработки в Союзе писателей, запрета пьесы и еще нескольких произведений. Леонов оказался в той самой атмосфере страха, слишком убедительное изображение которой ставилось ему в вину. Столь же неожиданное прощение означало одно: право распоряжаться жизнью любого советского писателя всецело принадлежало верховному критику и вождю. Уже следующая пьеса Леонова — написанное в 1942 году Нашествие — получила Сталинскую премию.

Из стенограммы расширенного заседания президиума Союза советских писателей (РГАЛИ, фонд 631)
23 сентября 1940 года

Александр Фадеев
Это пьеса о неверии в социализм. <...> Это вещь не правдивая, она не соответствует действительному существу советского общества. Она не служит этому обществу по логике своих образов, по этой своей основной мысли, что у всех людей образовалось подполье в душе. Человек говорит, что мы устали от постоянного страха, от ожидания, когда гнойный пот выступает на теле.

Всеволод Вишневский
Вся пьеса пронизана этими намеками, этими вскользь брошенными фразами, недомолвками, оговорками, замечаниями о том, что у нас самое главное прячется где-то в петите.

Иоганн Альтман
Тут получается какой-то гипноз. Многим честно казалось, что пьеса Метель очень хороша, потому что ее написал Леонов. Это гипноз большого имени талантливого писателя

Комментарии
Комментарии