Остановить старение

Ученые выяснили, от каких параметров зависит продолжительность жизни.
Остановить старение

Большинство животных, в том числе человек, как это ни прискорбно, стареют. Но ученые, которые исследуют механизмы, позволяющие увеличить продолжительность жизни, полагают, что в один прекрасный день смогут избавить нас от «неизбежного».

Старение — по крайней мере отчасти — происходит из-за того, что нарушается функционирование работы регуляторных сетей, управляющих активностью генов в клетках. «Разрегулировка» работы генов приводит к развитию различных заболеваний, дряхлению и, в конечном счете, смерти.

Для того чтобы выяснить, какие параметры влияют на стабильность регуляторных сетей, Петр Федичев из Московского физико-технического института и биотехнологической компании Gero и его коллеги создали физическую модель старения с использованием методов исследования критической динамики — этот раздел статистической физики описывает свойства физической системы в критической точке или вблизи нее. Результаты этой работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

«Мы показали, что устойчивость генной сети определяется несколькими параметрами, такими как связность генной сети (количество сигнальных путей и подобных механизмов, которые обеспечивают взаимодействие элементов сети — генов, белков и т.п. — друг с другом), «эффективный» размер генома (количество активных генов, с которых синтезируется РНК и затем образуются белки), скорость обновления или исправления ошибок в протеоме (совокупность белков, производимых клетками организма), скорость репарации ДНК и другие. Изменяя каждый из этих параметров, можно регулировать продолжительность жизни живого организма», — пояснил Федичев «Чердаку».