Русские мормоны

С американскими собратьями по вере их роднило лишь пристрастие к полигамии.
Русские мормоны

В конце 1840-х годов, почти одновременно с воссозданием мормонских общин в Соединенных Штатах, в Самарской губернии появились русские мормоны. В 1872 году их лидер Иван Каныгин был арестован. И выяснилось, что у русских и американских мормонов в то время общим было лишь одно — пристрастие к полигамии.

Бледные, с истомленным лицом

На протяжении длительного времени Русская православная церковь вела непрекращающуюся, хотя и не всегда успешную, борьбу за возвращение в свое лоно заблудших чад, увлекшихся разнообразными новыми вероучениями. Со времен борьбы со старообрядцами был накоплен огромный опыт выявления отступников и их общин. Регулярно составлялись реестры сект и выпускались пособия для православных миссионеров, позволяющие безошибочно выявлять сектантов.

К примеру, в одном из них, выпущенном в 1911 году, рассказывалось, как выявлять одних из самых ненавистных церкви вероотступников — хлыстов, чьи молитвенные радения зачастую заканчивались свальным грехом, и скопцов, чья деятельность вызывала лишь немногим меньшую ярость:

Сектанты имеют обыкновенно какой-то особенный внешний облик. Они обыкновенно худые, бледные, с истомленным лицом. Походка у них мерная, ровная; речь тихая и вкрадчивая. У хлыстов заметны также постоянные вздохи, порывистые движения и нервные подергивания тела. Что касается в частности скопцов, то их можно узнать по тем особенностям во внешности, которые являются следствием оскопления.

Миссионеров учили, что хлысты маскируются особенно тщательно. Ведь после обнаружения их принуждали раскаяться, а отказавшихся высылали в места отдаленные, а порой и бросали в тюрьму на долгие годы. Поэтому хлысты вели внешне правильный и праведный образ жизни и даже ходили в церковь. Самым важным способом выявления сектантов считались беседы о вере. Сектант, как учили миссионеров, обязательно покажет свое истинное лицо во время тихих задушевных разговоров.

О воззрениях русских мормонов, которых часть отечественных богословов считала разновидностью хлыстов, профессор-протоиерей Т. И. Будкевич писал:

Основателем этой секты был беглый крестьянин, скрывавшийся от солдатчины на Кавказе, житель с. Александрова Гая Иван Григорьев сын Каныгин, выдававший себя за американского подданного. Самарские мормоны руководствуются в своих верованиях не книгами Св. Писания или Преданием, а непосредственными (мнимыми, конечно) откровениями Св. Духа. Они отвергают возможность сверхъестественного в мире, а потому и всю евангельскую историю понимают иносказательно.

Комментарии
Комментарии