Вестерны в СССР

Культуролог Ян Левченко о кремлевском кинотеатре, проблематике героя-одиночки и ремейках классических вестернов.
Вестерны в СССР

Прежде чем говорить о такой, на первый взгляд, странной теме, как вестерн в СССР, надо сделать одно уточнение. Дело в том, что СССР и предшествующая ему Российская империя — это тип континентальной империи, которая расширяется по суше, которая не захватывает заморские территории, а бесконечно расширяется по экспоненте, пока не упрется в море. Так было в эпоху Российской империи, и СССР в этом смысле наследник Российской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такой, казалось бы, исключительно американский жанр, как вестерн, рассказывающий о сдвижении границы цивилизованного мира, прижился в советскую эпоху в советском кино.

Вестерн — жанр, рассказывающий о фронтире. Фронтир — это подвижная граница между тем, кто осваивает землю, между колонизаторами, в данном случае это трапперы, какие-то фермеры. Среди них есть люди более-менее отпетые, ковбои или бандиты и еще кто-то, за ними следит шериф, среди них выделяется какой-нибудь герой, который может быть как из бандитской среды, так и из фермерской среды, откуда угодно. Главное, что он герой-одиночка. Ему могут помогать какие-то люди, могут не помогать — он может быть один против всех. Так или иначе, из этой первичной социальности выстраивается довольно простая конфигурация. А с другой стороны фронтира — условные дикари, индейцы или вообще какой-то дикий мир, который необходимо цивилизовать либо с помощью насилия, либо уговорами, но, как правило, уговоры все равно оборачиваются насилием. Что мы получаем в итоге? Мы получаем в итоге прекрасный ресурс приключенческого жанра. Потому что там, где есть необходимое насилие, идеологически обоснованное, возникает ресурс приключенческого жанра в кино. Там начинаются драки, перестрелки, погони и так далее.

Комментарии
Комментарии