Польские эмансипантки

История героинь, боровшихся против «заклания женского рода в жертву метле и кастрюле».
Польские эмансипантки

Вторая половина XIX века. Польша разделена между тремя державами, и законодательство каждой из них репрессивно по отношению к женщинам. В Германии женщины живут по принципу трех К: Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), в царской России женщина де-факто подчиняется власти отца или мужа. Ни в одной из этих стран женщины не обладают избирательными правами и не могут учиться в высших учебных заведениях, а в Галиции им запрещено вступать в политические объединения.

С другой стороны, поражения польских восстаний привели к возникновению своего рода матриархата. Многие мужчины погибли или эмигрировали, многие были сосланы в Сибирь. В результате женщинам пришлось заменить мужчин на многих поприщах и начать выступать в традиционно мужских ролях. В этих условиях на польских землях расцвели феминистические идеи.

«Посестрение» энтузиасток

Начало польского феминизма обычно связывают с Клементиной Хоффмановой. Действительно, это была независимая женщина, зарабатывающая себе на жизнь исключительно писательской и педагогической деятельностью, что в те времена было редкостью. Но была ли она феминисткой? Клементина популяризировала образование среди девушек, но в своем творчестве воспроизводила традиционное распределение ролей между мужчиной и женщиной.

Настоящий переворот произвели ее ученицы, и прежде всего – Нарциза Жмиховская. По окончании варшавского Института гувернанток она получила место домашнего учителя в семействе Замойских в Париже. Там она познакомилась с демократическим движением и прониклась идеями первой волны феминизма, за что и была уволена работы.

В Польшу она вернулась преображенной. Нарциза включилась в образовательную и общественную деятельность (даже некоторое время сидела в тюрьме), а также шокировала окружающих «мужским стилем жизни» (курила сигары и ездила верхом»). Вокруг нее образовался круг последовательниц, создавших неформальную группу «Энтузиастки». Они добивались увеличения роли женщин в общественной жизни, равный доступ к образованию, проповедовали идеалы самореализации и экономической независимости.

«Учитесь, если получится; умейте, если можете, и думайте о том, чтобы быть самодостаточными, потому что никто о вас заботиться и поддерживать вас не будет», – писала Жмиховская.

Комментарии
Комментарии