Нестандартная аномалия

На Большой адронном коллайдере уловили «намек» на новую физику.
Нестандартная аномалия

Недавно в журнале Physical Review Letters были опубликованы результаты анализа данных детектора LHCb. В эксперименте исследователи обнаружили аномалию, которая не укладывается в рамки Стандартной модели — созданной во второй половине прошлого века теоретической модели устройства микромира.

Однако, как считает сотрудник коллаборации LHCb, старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики Иван Беляев, истинное значение этого интригующего результата не только в нем самом, но и в том, что физикам удалось найти путь к целому новому пласту экспериментов, результаты которых могут помочь исследовать «новую физику».

Лептонная универсальность

Одна из групп частиц в Стандартной модели — лептоны, самый известный из которых — электрон. Кроме него есть еще два лептона — тяжелый мюон и еще более массивный тау-лептон. Кроме массы эти три частицы ничем не отличаются друг от друга и во всех распадах составных частиц должны проявлять себя одинаково (с поправкой на массу). Это фундаментальное свойство Стандартной модели называется лептонной универсальностью.

«На LHCb мы сравнили распад нейтрального прелестного мезона на очарованный мезон, тау-лентон и тау-нейтрино с распадом нейтрального прелестного мезона на очарованный мезон, мюон и мюонное нейтрино. И все должно быть одинаково, только с поправкой на массу, потому что тау-лептон массивнее. Эту поправку достаточно легко посчитать и учесть при сравнении. Оказалось, что эти распады отличаются сильнее, чем должны», — рассказал Беляев.

Ранее эту же аномалию ученые наблюдали в двух других экспериментах — BaBar в американской Национальной ускорительной лаборатории SLAC и Belle в японском Исследовательском центре физики высоких энергий KEK.

«Подозрительные» результаты

«Вероятность, что каждый из трех независимых экспериментов ошибся, не исключена, но тогда получается, что все три эксперимента ошиблись в одну сторону и примерно на одну и ту же величину. Это уже подозрительно», — пояснил физик.