Байки из 90-х

Исторические анекдоты, невероятные истории и случаи из жизни в пересказе писателей, художников, журналистов и режиссеров.
Байки из 90-х

В преддверии нашего фестиваля «Остров 90-х», который пройдет уже в это воскресенье, мы попросили вспомнить удивительные истории про это удивительное время.

Евгения Пищикова, публицист

Девяностые годы остались для меня романтическим временем, воспоминания о котором изрядно испорчены общинным (и нынче модным) чувством вины за упущенные возможности. Прежде всего романтика была в изменении базового поколенческого мужского типа, в появлении «нового мужчины». Каждое поколение имеет свое лицо. Как у Олеши: «Видел в парикмахерской лицо человека, каким хотелось бы самому быть. Лицо пилота, современный тип мужественности». Лицо пилота, потом — «тонкое» лицо молодого физика. Новый тип мужчины 90-х — не новый русский, как можно было бы думать, а тип авантюриста. Появился неожиданно, был явлен в совершенных воплощениях — генерал Дима Якубовский, братья Мавроди и другие, разнообразно приближающиеся к идеалу. Как шахтер Саша Видеодвойка (ярчайшая, но малоизвестная фигура конца 80-х годов), борец за справедливое распределение ширпотреба. В ранних 90-х я служила в газете в отделе сельского хозяйства и была увлечена фермерским движением. Его первоначальный костяк составляли вовсе не бывшие директора сельхозпредприятий — эти грамотные люди пришли потом, — а городские интеллигенты. Им нужны были земля и воля. К земле и воле прилагался народ, но само собой считалось, что народ желает того же, что и передовой его отряд. Многие фермеры чтили Стругацких и идею прогрессорства. Так что Гиркин и прочая команда — не первые ролевики, неожиданно пожелавшие получить землю в смутные времена. Городские фермеры ранних 90-х были чистые люди и свято верили в социальное воспитание — а многим из нас, экспертам, так сказать, их тяга к прогрессорству казалась романтической и привлекательной, но необязательной игрой. Время показало, что они были совершенно правы — спасти может только социальное воспитание. Общая государственная воспитательная работа с обилием положительных примеров. Если такой работы нет, живописать «правду жизни» бессмысленно — это обналичка зла.

Комментарии
Комментарии