История истребителя

Первым делом самолеты: первые воздушные бои прошли во время Первой мировой войны и выглядели нелепо.
История истребителя

На борт самолета штурман брал тяжелые гири или металлические бруски и, заметив вражеский самолет, пытался бросить в него свой груз. Что изменилось с тех пор — читай в материале «Ростеха» и Diletant. media.

Воздушная перестрелка

Сбрасывание тяжелых вещей на противника как способ ведения воздушного боя, конечно, не могло долго существовать. Однако при этом обязанность по уничтожению вражеских самолётов всё равно была возложена исключительно на штурмана: чаще всего он брал с собой не только фотоаппарат, но и пистолет или даже ручной пулемет. При встрече противника в воздухе завязывалась перестрелка: на скорости примерно в 150 км/ч штурманы целились в противника до тех пор, пока один из них не попадал в пилота.

На новый уровень воздушные баталии вывело изобретение турели, которая позволяла вращать пулемет на 360 градусов. При этом главная проблема оставалась нерешённой — область перед пилотом не могла простреливаться из-за постоянно вращающегося винта. Первый летчик-истребитель Ролан Гаррос (в честь которого, кстати, назван один из самых популярных теннисных турниров) разобрался с этим неудобством просто — он соорудил винт такой конструкции, что пули, попадая в него, рикошетили по безопасной для пилота траектории.

Цельнометаллическая оболочка

В период между Первой мировой войной и Второй мировой войной истребители эволюционировали: от фанерных бипланов, которые по большей части использовались только для разведки, они в 30-е годы доросли до полноценных металлических военных самолётов.

Один из наиболее популярных самолётов того времени — Юнкерс Ю 52 — получил уйму неофициальных прозвищ: «Тетушка Ю», «Индюшка», «Железная Анни».

Примечательно то, что этот самолет использовали для самых разных целей — изначально это был пассажирский авиалайнер компании «Lufthansa», затем самолёты этой серии быстро переоборудовали в легкие бомбардировщики, а после этого модернизированные Юнкерсы принимали самое активное участие в Испанской гражданской войне 1936−1939 годов. «Франко должен воздвигнуть памятник Ю-52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании», — скажет позже Адольф Гитлер.

«Битва за Британию»

В период Второй мировой войны невозможно было недооценить важность авиации. Первое серьёзное поражение во Второй мировой войне, как считают историки, гитлеровская Германия потерпела в так называемой «Битве за Британию» — авиационном сражении, длившемся практически четыре месяца. Если бы легендарные британские истребители Hurricane и Spitfire проиграли немецким Messersсhmitt войну за британское небо, то, вероятнее всего, Гитлер перешёл бы к реализации операции «Морской лев», которая предполагала вторжение в Великобританию с моря и воздуха.

Hurricane и Spitfire — особая гордость британцев, символ несломленного морального духа, однако есть история, связанная с этими прославленными истребителями, о которой англичане не очень любят рассказывать. Впервые истребитель Spitfire вступил в бой 6 сентября 1939 года. В этот день радар недалеко от Эссекса работал неисправно — самолёты, летевшие с запада, стали отражаться с противоположной стороны. Оператор радара принял приближающиеся самолёты за немецкую эскадрилью. Опасаясь атаки Люфтваффе на английскую столицу, командир зенитной батареи дал приказ атаковать противника, с той же целью в воздух были подняты другие британские истребители. Только спустя некоторое время стало понятно, что в небе находятся исключительно союзные самолёты. В этот трагичный день Королевские ВВС лишились трёх новейших самолётов.

Советская легенда

Свой прославленный истребитель был и у Советского Союза, им стал одномоторный Як-1. Первый боевой самолёт, разработанный Александром Сергеевичем Яковлевым, выпускался совсем недолго — с 1940 по 1944 год — при этом его вклад в победу над гитлеровской Германией невозможно переоценить.

Запущенный в производство без надлежащих испытаний, в большой спешке, Як-1 уже в 1940 году на полной скорости пронёсся над Красной площадью в рамках воздушного парада. Именно на советских Яках вступил в бой прославленный истребительный полк «Нормандия-Неман», сформированный из французских лётчиков в городе Иваново.

Всего истребителей Як-1 было выпущено более 8 тысяч, а на основе конструкции этого самолёта была разработана целая серия истребителей. Ещё одна известнейшая линейка истребителей, разработанная в преддверии Великой Отечественной Войны — самолёты конструкции Микояна и Гуревича, получившие название МиГ.

Преодолевая звуковой барьер

Совершенствуясь со временем, самолёты Як и МиГ до сих пор остаются одними из самых популярных истребителей в мире. Так, например, Як-130, снабженный передовым оборудованием от предприятий «Ротсеха», произвёл настоящий фурор на авиасалоне в Сингапуре: зарубежные авиаконструкторы были поражены тем, что самолёт может совершать посадку на свершено неподготовленной площадке. На новых Яках пилоты, проходящие обучение, могут безопасно выполнять фигуры высшего пилотажа.

Уже в этом году на вооружении ВВС РФ появился новый МиГ-35 — лучший по своим характеристикам лёгкий истребитель в мире. Вполне вероятно, что «Рособоронэкспорт» также займётся продажей новых отечественных истребителей за рубеж. Так, например, у иностранных партнёров — среди них Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и Малайзия — большой популярностью пользуются истребители серии Су. Главные преимущества самолётов линейки Су — сверхзвуковая крейсерская скорость и долговечность.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии