История театра в ХХ веке

Театровед Павел Руднев о дневниках актрисы Алисы Коонен, лекции художника Георгия Якулова и трагической судьбе Василия Сахновского
История театра в ХХ веке

Один из важнейших проектов в области современной театроведческой литературы — книги, который готовит Владислав Иванов, возглавляющий сектор театра Государственного института искусствознания. По сути, здесь мы видим новейшие подходы к методу: Иванова интересуют не столько монографии, сколько публикаторство, театроведческая документалистика. Страсть к изучению документа, сочетающаяся с педантичностью, но и интеллектуальным риском, дерзостью, отличает последние его издания, где в полном соответствии с духом времени публикаторская и комментаторская работа становится важнее исторических концепций, выводов.

Иванов, прежде всего, восстанавливает потерянные страницы в истории театра от Серебряного века до Второй мировой войны: тема зарубежья, русского театра в рассеянии. Иванова также характеризует желание избавить науку от исторических умолчаний, от изъятых советской цензурой фрагментов в документах по истории театра. Читая его издания (это не только альманахи «Мнемозина», выходящие с регулярностью, но и уникальное двухтомное издание документов о Евгении Вахтангове), осознаешь, что сугубо научный комментарий с домыслами, параллельными местами, сомнениями, рассказом о пути обретения знаний или трактовок становится порой важнее самой публикации. Вернее, увлекает нас не только факт публикации, факт возвращения документов в историю, но и тот интеллектуальный мостик — где-то иронично, где-то сочувственно, где-то с сожалением, — который ученый выстраивает между театральной историей и эстетическими и этическими потребностями сегодняшнего дня. Это разговор о том, как отражается история в сегодняшнем дне, как она нам помогает выжить сегодня, осознать сегодняшний день.

Важным отличием пятого выпуска «Мнемозины» стало заметное присутствие в книге голосов двух помощниц Владислава Иванова, молодых ученых из ГИИ Марии Хализевой и Марии Львовой. Они во многом перенимают публикаторскую манеру Иванова, сочувствуют ей, что даже позволяет говорить об определенной театроведческой традиции, дисциплине. Львова и Хализева взяли на себя существенную часть огромного сборника материалов (почти девятьсот страниц). Над книгой трудились и другие ученые — редактор-составитель сумел привести их метод к единой традиции интеллектуального затейничества.

Комментарии
Комментарии