Под колпаком

Откуда средневековые художники взяли манеру изображать евреев в островерхих колпаках?
Под колпаком

Еврейских персонажей на средневековых фресках, картинах, рельефах и т. д. довольно легко отличить по характерному головному убору — островерхой шапке, называемой judenhut или pileum cornutum.

«Еврейская шапка» — один из знаков, наряду с нагрудными нашивками (овальные круги, желтые скрижали и т. д.), по которым средневековое общество отличало своих от чужих, христиан от иудеев. Однако весь фокус в том, что такие знаки были введены в Европе только после решения Четвертого Латеранского собора в 1215 году. В искусстве же они появились гораздо раньше, уже в XI в.

Как это произошло? Неужели сила искусства оказалась пророческой? Что хотели сказать художники и их заказчики, снабжая нарисованных евреев островерхими шапками? Об этой почти детективной истории можно прочесть в недавно вышедшей книге Сары Липтон Dark Mirror, посвященной антисемитской средневековой иконографии.

Первым делом, конечно, в голову приходит здравая мысль, что евреев изображали таким образом, потому что уже в XI в. они носили шапки похожей формы. Однако все сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что в то время евреи не носили никакой особой одежды, и вполне могло быть так, что в повседневной жизни они обходились вовсе без головных уборов. Обычай покрывать голову как в синагоге, так и вне ее появился позднее Средних веков, и многие, как, например, рабби Авраам бен Натан из Люнеля, молились по палестинскому обычаю — с обнаженной головой.

Как справедливо замечает Сара Липтон, у средневековых изображений не было цели верно и правдиво отразить окружающий мир. Детали повседневной жизни интересовали художников и их патронов ровно потому, что с их помощью можно было выразить какую-то религиозную, политическую или моральную идею. Выполняя более сложную функцию, чем отражение окружающего мира, детали эти могут совершенно не соответствовать положению вещей в реальности.

Комментарии
Комментарии