Скажи по-человечески

Что могут рассказать приматы о происхождении речи.
Скажи по-человечески

Недавно в Science появилась статья, показывающая, что формирование вокализаций (то есть издаваемых звуков) у новорожденных игрунок зависит от того, получают ли они обратную связь от родителей. С первого взгляда этот результат, конечно, не выглядит, как сенсационное открытие. Тем не менее, он очень важен, поскольку противоречит традиционным представлениям о том, что звуковые сигналы у приматов — строго врожденные и никак не зависят от опыта и социального окружения. Мы решили разобраться, что означают новые результаты для понимания природы языка, что на сегодняшний день ученые думают о его возникновении и почему так трудно научить обезьян говорить.

У человеческого ребенка речь формируется под влиянием двух факторов. Первый — это изменение анатомии голосового аппарата в ходе роста, второй — обратная связь от людей, которые этого ребенка окружают. У приматов же, как всегда было принято считать, развитие вокализаций никак не зависит от социального окружения и определяется исключительно изменением анатомии. Иными словами, вокализации приматов было принято считать врожденными и не поддающимися изменению.

Ученые из Принстонского университета в США решили проверить эту устоявшуюся гипотезу на примере обыкновенных игрунок, Callithrix jacchus — крошечных (а потому быстро взрослеющих) и очень разговорчивых обезьянок, излюбленного объекта биологических и медицинских экспериментов. Взяв 10 новорожденных игрунок, ученые проследили эволюцию издаваемых ими звуков с первого дня жизни до возраста 2 месяцев — от детского писка до появления «взрослых» криков. Несколько раз в неделю исследователи записывали крики детенышей, а параллельно также измеряли их массу — у обезьян она хорошо коррелирует с размером голосового аппарата. По этим данным были построены возрастные кривые изменения массы тела и акустических параметров.

Сразу же стало ясно, что кривые эти — разные. Как показал анализ корреляции, одного только изменения массы тела недостаточно для объяснения наблюдающихся изменений в акустических параметрах. Значит, должно быть что-то еще.

Чтобы проверить, влияет ли обратная связь от родителей на формирование вокализаций, ученые сравнили два типа детских криков: тех, что обезьяны издают в условиях социальной изоляции, и тех, что они производят во время слухового (но не визуального) контакта с матерью или отцом. В качестве маркера изменений для каждого детеныша определяли переходный день — день, в который детские писки полностью сменились взрослыми криками.

Выяснилось, во-первых, что при наличии контакта с родителями переход наступает быстрее. Во-вторых, оказалось, что чем чаще родители отвечают детям на их крики до переходного дня, тем быстрее этот день наступает. При этом просто общее количество родительских криков (то есть криков, издаваемых не в рамках общения с детенышем, а просто так) никак не влияло на скорость перехода.

Все это говорит о том, что формирование вокализаций у игрунок определяется не только банальным ростом тела, но и обратной связью от родителей — точно так же, как и у человеческих детей. Иными словами, оказалось, что звуки, которые издают эти обезьянки, не так строго детерминированы генетически, как было принято считать, и могут меняться под влиянием опыта.

Это открытие, на первый взгляд не особо впечатляющее, на самом деле очень важно для понимания эволюции человеческого языка. Язык — уникальная особенность человека, и вопрос о том, как и почему он возник, до сих пор остается открытым. В поисках ответа ученые анализируют «язык» приматов — наших ближайших родственников. Изучая сходства и различия способов общения человека и приматов, исследователи пытаются понять, на что был похож предшественник человеческого языка, как он эволюционировал — и как так вышло, что, например, шимпанзе, с которыми нас объединяют 99 процентов генома, не разделяют нашего умения говорить.