Московская биеннале: секретные материалы

Один из организаторов 1-й Московской биеннале современного искусства на условиях анонимности рассказал «Артгиду» секреты, которые хранил более десяти лет.
Московская биеннале: секретные материалы

В феврале 2005 года открылся основной проект 1-й Московской биеннале современного искусства.

Основной проект 1-й Московской биеннале современного искусства проходил в бывшем Музее Ленина. В 2005 году музей был совершенно не предназначен для проведения какие-либо выставок, потому что стоял закрытым с 1993 года. Внутри здания были только голые стены — ни туалетов, ни гардероба, никакой выставочной инфраструктуры. Процесс монтажа усложнялся еще и тем, что музей принадлежал двум разным муниципальным учреждениям и был буквально разделен пополам деревянными перегородками, которые на время биеннале снесли, а после ее окончания выстроили заново.

Биеннале пришлось сооружать из ничего туалеты, арендовать охрану, дедушек-гардеробщиков и бабушек-смотрительниц у соседнего Государственного исторического музея.

В первый день работы основного проекта для бабушек-смотрительниц была организована ознакомительная экскурсия, чтобы они вошли в курс дела. Одна бабушка отказалась работать, когда увидела видеоинсталляцию группы «Синие носы» с переворачивающимся в̶ ̶г̶р̶о̶б̶у̶ Лениным. «Посмотрите, что они с Ильичом сделали! Я этого не выдержу!» — сказала бабушка и гордо покинула музей. Стоит отметить, что бабушку совершенно не смутил бильярд «Синих носов» — видео с обнаженными женщинами, являющимися лузами для бильярдного стола, и другие работы из этой же серии.

Эти видео, кстати, экспонировались в высоких картонных коробках, специально для того, чтобы их не могли увидеть дети. Многих родителей это не смущало, они поднимали своих детей на руки, чтобы те могли получше разглядеть голых дядь и теть.

Самым медийным объектом 1-й Московской биеннале была инсталляция австрийской группы Gelitin: деревянный туалет, который выходил во внутренний дворик Музея Ленина на уровне второго этажа. Из туалета вниз спускалась огромная ледяная сосулька характерного желтого цвета.

Поскольку биеннале проходила в феврале, появилась легенда о «коллективном творчестве посетителей выставки», но на самом деле инсталляция не работала в качестве уборной (в деревянном полу просто не было дырки), а сосульку в течение нескольких дней перед открытием биеннале создавали сами художники, выливая слабозаваренный чай на специальный деревянный штырь, служивший основой работы.

Комментарии
Комментарии