Темы гимназических сочинений

Гимназистам дореволюционной России было на чем оттачивать перо, ум и наблюдательность.
Темы гимназических сочинений

Летом друзья пригласили меня в гости. Они живут в старом деревянном доме с мезонином. После чая две маленькие дочки хозяев повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Это был детский «остров сокровищ».

В полумраке мерцали фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов. Дремали укрытые пылью большие ящики, с которыми семья эвакуировалась в 1941 году, а потом возвращалась домой. На полках этажерки стояли журналы и книги. Я взял один из растрепанных сборников и подошел к чердачному окошку. Бросилась в глаза строчка: «Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей...»

Так в руках у меня оказался «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М. М. Стасюлевича в Петербурге в 1906 году. Друзья подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадедушке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал листать его. По первому впечатлению — обычная книжка-методичка, каких и сейчас много. «Разбор оды Ломоносова», «Общий характер лирических стихотворений Пушкина», «Характер творчества Тургенева»...

Получается, что и сто лет назад любовь к литературе истреблялась этими скучнейшими разборами! Я уже хотел с досадой отложить сборник, но вдруг увидел главу «Темы для описаний», и на меня повеяло чем-то живым, проселочным, настоящим.

Итак, вот некоторые из тем, предлагавшихся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:

Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.

Комментарии
Комментарии