Дизельная бомба

Немецкий автомобильный концерн теряет деньги и репутацию.
Дизельная бомба

На прошлой неделе американское агентство по охране окружающей среды (EPA) обвинило концерн Volkswagen (VW) в грубом обмане и нанесении вреда здоровью людей и окружающей среде. Все это рассматривается в США как преступление. Прокуроры нескольких штатов начали совместное расследование. Штраф не менее 18 млрд долларов грозит концерну, а кому-то из его руководителей, видимо, и уголовное преследование в США. Но даже это все мелочи в сравнении с финансовыми, политическими, техническими и имиджевыми потерями, оценить которые пока никто не в состоянии.

EPA считает, что VW за несколько лет продал в США около 500 тысяч дизельных машин, выхлоп которых не соответствует американским нормам. Но это полбеды. В компьютерах этих автомобилей были запрятаны программы, которые обманывали инспекторов, когда те подключали приборы для анализа выхлопных газов. Если коротко: VW создал софт, который приукрашивает данные о качестве выхлопных газов машины, причем делает это, как только замечает, что к ней подключен проверяющий компьютер. А вот при регулярной эксплуатации машины содержание вредных веществ превышает жесткие экостандарты США в 10-40 раз (в разных штатах разные нормы).

Штраф в 18 млрд — лишь часть финансового ущерба (до 37,5 тысячи за каждый проданный в США автомобиль с дизельным двигателем). Подано уже 40 частных исков. VW начал копить деньги на его выплату: отложено 6 млрд евро, но понадобится, похоже, в десятки раз больше. В первые же дни концерн потерял на бирже около 30 млрд евро, акции рухнули на 35 процентов, и это явно не конец. В США VW отозвал 500 тысяч машин, а в мире таких авто с препарированными моторами — не менее 11 млн. Среди них и Golf, и Passat, и Audi A3, и Skoda, и Seat — у концерна 12 брендов. Их отзовут. А дальше что? Компенсировать ущерб, заменять новыми? Как-то модернизировать? Последнее, говорят, немыслимо дорого.

Эксперт Фердинанд Дуденхофер, руководитель немецкого центра автомобильного менеджмента, уверен, что скандал не только влетит в копеечку концерну, но и крайне негативно отразится на репутации немецкого автопрома (Daimler, BMW, VW). Не стоит забывать, что именно благодаря этим маркам в США, да и в России, зауважали дизельные двигатели. VW пустил в оборот в США выражение Clean Diesel — до этого американцы ставили дизели только на тракторы. Теперь конкуренты (японцы, корейцы) доказывают американцам, что немцы всегда их дурили.

Комментарии
Комментарии