Самооборона без лекарств

Медики открыли способность человека самостоятельно "совершенствовать" свою защитную систему.
Самооборона без лекарств

На старте нынешней осени мировая медицина вплотную приблизилась к рубежу, за которым открывается поистине фантастическая перспектива: реальным становится избавление от целого букета неизлечимых на данный момент болезней, некоторых видов рака в первую очередь. На эту перспективу вывел ряд открытий в области иммунологии. И ключевое среди них: медики открыли способность человека самостоятельно совершенствовать свою защитную систему. Проще говоря, становится возможным натренировать наш организм для борьбы с самыми опасными болезнями. В деталях разбирался Огонек.

Почему иммунная система человека, призванная защищать нас от патогенных микробов, вирусов, чужеродных белков, бездействует перед злокачественной опухолью? Вопрос волнует онкологов, иммунологов, биологов всего мира не первый десяток лет. Согласитесь: если бы врачам удалось натренировать иммунитет для борьбы с раковыми клетками, можно было бы всерьез говорить о новом этапе в лечении онкологии. В последнее время этой проблемой занимались несколько институтов в разных странах, несмотря на то что большая часть научного сообщества относилась к данной работе скептически и, как оказалось, напрасно. Два года назад международная группа ученых во главе с профессором Дэниелом Ченом заявила, что им удалось понять, почему иммунитет не реагирует на опухоль и не уничтожает ее. А в августе этого года стало известно о начале клинических испытаний вещества, способного всерьез подхлестнуть работу иммунитета, заставив его уничтожать раковые клетки.

— Можно сказать, что до сих пор в работе онкоиммунологов было больше шума, чем конкретики,— признает сам профессор Чен,— но теперь мы можем объединить полученные знания для конкретного результата.

Чтобы выйти на это открытие, ученым пришлось заглянуть вглубь процессов внутри нашего организма. Речь, в частности, о работе Т-лимфоцитов — иммунных клеток, важной части сложнейшей оборонительной системы, которая стоит на страже здоровья.